В Беларуси 62 тысячи семей воспитывают троих и более детей

Ставка на второго

О помощи многодетным
Троих и более детей в возрасте до 18 лет воспитывают нынче 62,5 тысячи семей — 5% от общего количества. Абсолютное же большинство, 1,3 млн., остановились всего на одном наследнике. Предложение помогать многодетным конкретными деньгами в виде депозита в 10 тысяч долларов на третьего или последующего ребенка — абсолютно своевременный и очень ответственный для нашего государства шаг. Но надо сейчас подумать и над вопросом, как укоренить в обществе стандарт семьи, в котором 2 малыша — это самый необходимый минимум.

Очевидно, что появление первенца — естественное и желанное событие для любой пары. Но в наш век прагматизма и навязанных рекламой высоких стандартов личного потребления сознательно решиться на второго, особенно для молодых людей, — уже из категории серьезных поступков. Ведь люди прекрасно отдают себе отчет, что еще один член семьи существенно снизит их благосостояние, а для матери, которая рожает, едва выйдя из декретного отпуска на работу, нередко перечеркивает все карьерные перспективы. Поэтому девушки если и мечтают о большой детской комнате с несколькими кроватками, то зачастую откладывают свои мечты на «где–нибудь за тридцать». А там, глядишь, уже не позволяет здоровье, сменились приоритеты, сложились новые стереотипы. Или не сложились отношения с тем человеком, с которым, казалось, ты будешь вместе навсегда... В итоге нет не то что третьего ребенка в семье — разбились даже надежды на полноценную с точки зрения нации ячейку общества: двое взрослых — двое детей.

Возможно, кого–то из родителей на пополнение в семействе может подтолкнуть социальная реклама, пропагандирующая счастливое детство. Но хотя с каждым годом она у нас все профессиональнее, не будем забывать, что в любом случае это апеллирование к эмоциям. А они далеко не всегда оказываются решающими в таком деликатном и многогранном вопросе, особенно для меркантильно мыслящих — увы, таких большинство. Поэтому в арсенале должны быть для них и рациональные доводы. Аргументы есть и сейчас. Так, государство помогает в решении жилищной проблемы молодым семьям с двумя детьми через льготные кредиты и частичное их погашение. Семьи, где один из родителей находится в отпуске по уходу за вторым ребенком, могут рассчитывать на рассрочку по возврату в банк денег, взятых на строительство жилья, — тоже немалое подспорье, когда пашет один кормилец.

Пожалуй, из существенных аргументов это все. Есть, конечно, увеличенный размер пособия в связи с рождением второго ребенка (14 бюджетов прожиточного минимума вместо 10, как при первенце) и укрупненное пособие по уходу за малышом до трех лет (на 5% выше на второго ребенка). В рублевом эквиваленте — совсем негусто. Есть привилегированное положение мам с двумя детьми по отпускам на работе. Хорошо, но не отлично. Из системы поддержки материнства и детства выпадают сотни тысяч белорусских семей, которым, возможно, не хватает еще чуть–чуть для ответственного решения дать жизнь еще одному белорусу.

Принятие на себя дополнительных социальных обязательств — обременительная задача для любого государства. И каждая благая идея, связанная с ростом расходов бюджета, должна сопровождаться раскрытием источника новых поступлений в казну. Я специально не упомянул одну льготу, которой пользуются у нас семьи с двумя детьми, — увеличенный налоговый вычет из зарплаты при исчислении подоходного налога. Если на одного ребенка это 180 тысяч рублей, то для семей, где растут двое, — 355 тысяч для каждого из родителей. Будем откровенны: слишком мало.

Средняя начисленная зарплата по стране в первом полугодии — 5,9 млн. рублей. Подоходный налог на бездетную семью из двух человек составил 1,4 млн. на семью с одним ребенком — 1,36 млн. на имеющих двоих детей — 1,32 млн. То есть «цена вопроса» — всего где–то 40 тысяч рублей разницы между налогообложением доходов родителей с двумя детьми, одним ребенком и вообще без отпрысков. Разве это справедливо?

Не нужно вводить специальный налог на бездетных, но со шкалой стандартных налоговых вычетов надо что–то делать. И именно сейчас, одновременно с увеличением «плоского» подоходного налога с 12 до 13%. Кто будет против, если дополнительный процент мы отдадим не только многодетным и молодым семьям, но и тем, кто и хотел бы второго малыша, но опасается, что не потянет?

Отталкиваться надо не от виртуальных цифр, а от официально утвержденных показателей — социальных нормативов. По расчетам Минтруда, для семьи из четырех человек минимальный потребительский бюджет составляет 2.060.380 рублей на каждого члена. Давайте и брать его за основу для «детских» налоговых вычетов по подоходному налогу родителей — это будет обоснованно. Не хватит «13–го процента» — что ж, давайте подумаем о «14–м», будем считать дальше, искать на первых порах какие–то компромиссы. Потому что времени в историческом масштабе для нации в обрез: с каждым годом в детородный возраст вступает все меньше девушек. В начале 90–х их родителей поддержать было некому...


v3282726@yandex.by

Советская Белоруссия №163 (24544). Четверг, 28 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter