Почему мы так неохотно покупаем свою продукцию

Покупайте наше

Не кажется ли вам странной ситуация, когда человек утром отправляется на фабрику, чтобы шить пальто и обувь, моделировать, вязать платья и костюмы, а в выходные идет на рынок, едет в Вильнюс или Белосток с евро в кармане и покупает там импортные аналоги? Зачем? Почему? Неужто все производимое у нас так плохо? Ведь мы даже стандарты не поменяли с советских времен. И обувь шьем исключительно из натуральной кожи, и в наших джемперах до 80 процентов шерсти. Или дело в цене, которая оказывается неконкурентной даже с учетом таможенных пошлин на привозной товар? Подискутировать на эту тему «СБ» пригласила Ларису ЗАЕНЧКОВСКУЮ, индивидуального предпринимателя, председателя совета предпринимателей Червенского рынка; Виктора МАРГЕЛОВА, сопредседателя Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства»; Виталия ПАНАДУ, заместителя генерального директора Минского обувного ОАО «Луч» — управляющая компания холдинга «Обувь–Луч»; Алексея СОКОЛА, первого заместителя генерального директора ОАО «ЦУМ Минск»; Николая ГУРИНОВИЧА, директора ОАО «Алеся», и Раису БАРАНОВУ, заместителя директора по коммерческим вопросам ОАО «Элема».


«СБ»: Почему у значительной части нашего населения наблюдается какое–то недоверие к качеству отечественных товаров? Ведь это же мы сами их ткем, шьем и клеим, а в магазинах предпочитаем покупать почему–то импортное. Тогда спрашивается: для кого производим?


заенчковская.jpgЛ.Заенчковская: Однажды я взяла на реализацию отечественные платья, юбки, трикотаж, чтобы, так сказать, помочь белорусскому производителю. Кое–что из этого приобрела для себя. Качество хорошее, модель тоже современная. Цена — около 400 тысяч рублей. Набросила сверху своих 20 тысяч и вывесила на рынке. Поверьте, я хороший, опытный продавец, но за целый месяц мне удалось продать всего 2 платья. Когда предлагала, люди смотрели с недоумением и отвечали, что сами знают, где можно купить белорусское, а на рынок они пришли совсем не за этим. К слову, сегодня на рынке немало предпринимателей, которые специализируются на продаже отечественных товаров или имеют его в своем ассортименте. В основном это трикотаж, женские блузки, брюки, сумки, рюкзаки. Но они в объеме оборота рынка составляют не более одной четверти.


«СБ»: Чем это, на ваш взгляд, можно объяснить?


Л.Заенчковская: Каждому хочется какого–то разнообразия, которого не хватает. Поскольку производства у нас в основном крупные, доставшиеся от СССР, то выпускают они продукцию большими партиями. А чем крупнее партия, понятно, тем меньше разнообразия. Представьте себе, если бы в редакцию на обсуждение темы все три женщины пришли в одинаковых кофточках? Пусть даже самых лучших и качественных. Но одинаковых. Ну и как бы мы здесь себя чувствовали?


«СБ»: Итак, проблема первая — индивидуальный подход к покупателю. Что еще?


Л.Заенчковская: Приходят к нам на Червенский рынок многодетные мамочки. Они еще молоды, им тоже хочется выбрать себе что–то модное, нарядное, по вкусу. Но нет денег на дорогостоящие покупки. У них кредит на жилье, дети, которых надо собрать в садик и школу. А на себя в кармане — свободных 200 тысяч рублей. И что на них можно купить?


«СБ»: Может, нам на эти вопросы ответит промышленность?


панада.jpgВ.Панада: Были времена, когда выпускала наша обувная промышленность по 10 — 15 тысяч пар одной модели. И модели не менялись годами. Некоторые «дожили» до наших дней. И представьте, на них сохраняется постоянный спрос у возрастных и консервативных покупателей, хотя уже и в небольших объемах.


Л.Заенчковская: Не говорите так, мне плохо становится!


В.Панада: Но покупатель всегда прав, он голосует кошельком. И если мужчины выбирают сегодня известную летнюю «решеточку», то производитель будет ее выпускать. Другое дело, что раньше такая продукция производилась массовыми партиями и расходилась по территории огромной страны. Масштабы были другие. И предприятия строились с учетом этих масштабов. А понимание — если мы будем и дальше работать с большими партиями, то просто потеряем потребителя, — скажем так, реально пришло только в 2008 — 2009 годах.


«СБ»: Так поздно?


В.Панада: Пока был спрос на «решеточку», ее производство не было смысла снижать, условно говоря, до уровня 300 пар на всю страну. Если говорить непосредственно о нашем предприятии, то в 2009 году, помимо сложившихся известных брэндов («Отико», «Сивельга», «Чевляр»), которые давали вал и позволяли выполнять план, «Луч» стал дополнительно производить партии обуви от 100 до 300 пар на одну модель под новыми торговыми марками — AVENEVA и AlbertoCiccarelli. С одной стороны, это хорошо, правильно. Но с другой — возникают проблемы. Чем меньше партия, тем выше затраты на производство и реализацию. Да и как поставить на полки в магазине 380 моделей среднегодовой коллекции? Как в торговле хранить весь размерный ряд? А ведь мы хотим, чтобы покупатель мог видеть их все и выбирать. Вот и получается чаще всего: из наших 100 моделей в сезон магазины выбирают только 30.


«СБ»: Возникает ощущение: наш легпром вообще забыл, что всемирная сеть изобретена. И молодежь точно не выходит из нее ни днем ни ночью. Более того, у нас почтовые отделения завалены посылками из Юго–Восточной Азии. В крупнейших интернет–магазинах за тысячи верст народ активно покупает все — зонты, джемперы, даже шубы. Если вам не хватает полок, почему бы не разместить на сайте фото каждой из 380 моделей в 10 ракурсах? Пусть выбирают и заказывают.


В.Панада: Что касается обуви, то далеко не все модели можно покупать через интернет. Разве что сланцы, балетки, кеды, кроссовки. А есть такая обувь, за которую ни один здравомыслящий человек не заплатит деньги, не примерив.


гуринович.jpgН.Гуринович: И одежду редкая женщина будет покупать по фотографии. Более того, ей нужен сразу комплект — сумочка, перчатки, шарфик...


Л.Заенчковская: Мои знакомые тоже покупали через интернет. Купят, а потом приходят ко мне и просят взять на реализацию. Мол, на снимке обувь была хороша, а когда получили и надели, не понравилась. Мне кажется, эта мода на интернет–торговлю скоро пройдет. Этот ажиотаж — временное явление. Хотя сам по себе виртуальный вид торговли достаточно прогрессивен. И, на мой взгляд, важен для того, чтобы расширить представление о своей продукции за рубежом. В России оптовики посмотрят, кому–то понравится — закажут и купят. А обувь «Луча», особенно совместного производства с Италией и Китаем, действительно очень хороша.


«СБ»: Так в чем проблема? У «Луча» производство в центре города. Разместите на сайте фото моделей, откройте склады, пусть люди примеряют и выбирают.


Н.Гуринович: Представляете, какой надо иметь склад для таких продаж? Просто нереально.


баранова.jpgР.Баранова: И при этом надо оперативно обновлять информацию на сайте.


Н.Гуринович: Ночью, допустим, кто–то заказал в интернете одежду, но это же не факт, что днем она будет в наличии. Если у нас, скажем, 300 моделей, представленных в двух ростах и трех цветах. Сколько надо денег заморозить, чтобы держать все это на складе?


Р.Баранова: Профессиональные айтишники стоят очень дорого.


Н.Гуринович: А ведь нужно не только давать изображение 3D. Женщина должна увидеть костюм на себе, как он смотрится именно на ней.


Р.Баранова: Такие программы есть. Но с ними должны уметь работать и клиенты, и продавцы.


«СБ»: Вы хотите сказать, что у предприятия не хватает средств, чтобы организовать торговлю по принципу интернет–магазина?


Н.Гуринович: Нет опыта.


Р.Баранова: Программисты обеспечить быстрый доступ к фотомоделям, как говорится с трех кликов мышкой, не могут. У покупателя от долгих поисков на сайте возникает «аллергия». Сама устаю, когда прохожу тот путь поиска, который должен пройти покупатель.


«СБ»: В прошлом году мы с приятельницей выбирали ей пальто «Элемы». Те модели, которые понравились, были красного или ярко–оранжевого цвета... Для кого вы вообще шьете, Раиса Николаевна? Как изучаете спрос, предпочтения? Китайцы, например, активно сканировали западные рынки и не стеснялись копировать все лучшее, что было у зарубежных производителей.


Р.Баранова: Когда кто–то говорит: «Пришел в магазин и не вижу, что можно купить», — это для нас трагедия. У нас очень широкий модельный ряд. Но мерчендайзинг пока еще недостаточно совершенен. Сегодня нужен не просто продавец, а продавец–стилист, который может предложить покупателю не только костюм или пальто, но и сумку, ремень, аксессуары. Мы и стараемся так работать. Но есть определенные сложности. В обслуживание продаж нужны очень серьезные инвестиции. Это касается и расширения торговых площадей, и активной работы в интернете, и повышения профессионализма продавцов и товароведов. По поводу простого копирования лучших зарубежных образцов готова возразить. К сожалению, это не всегда приводит к успеху: разный климат и стиль. Женщины Франции, Германии, Великобритании, а тем более в разные сезоны, — это разные женщины. Сегодня мы должны учитывать и то, что у одного и того же человека есть разные сферы деятельности. Часто бывает так, что сегодня надо быть в деловом костюме, а завтра, скажем так, «в валенках и мамином пальто».


Л.Заенчковская: Давайте спустимся на землю. Я вижу на рынке, что пользуется большим спросом. Вот уже третий год хорошо продаются, извините, дурацкие курточки–косушечки из кожзаменителя. За 300 — 400 тысяч они идут в улет. Приятно смотреть на красивое стильное пальто, но на кого оно рассчитано? Кто его покупает?


Н.Гуринович: Больше половины пряжи, с которой мы работаем, приобретаем напрямую у производителей Италии, Германии и других стран Европы. По их цветовым каталогам. Сегодня мода не сама по себе возникает, она создается. К слову, в этом году в моде все оттенки зеленого.


Р.Баранова: От оттенка фисташек до цвета мяты.


Н.Гуринович: А три года назад в фаворе был баклажанный цвет. Купили мы тогда абсолютно новую пряжу, связали. 80 процентов шерсти. Первую модель надел я сам. И... 80 процентов коллекции провисело год в ожидании покупателя. Никто не понимал, что это модно.


«СБ»: А почему не объяснили, не прорекламировали?


Н.Гуринович: Да не в этом дело. На следующий год ушел наш «баклажан», за ним уже стояли в очередях. Мы на этой пряже потом почти полтора года работали.


«СБ»: Туго доходит?


Н.Гуринович: Менталитет белорусского человека застыл на уровне 1990–х годов, когда гонялись за импортом. Знаю сына одного известного в стране человека, который постоянно покупает произведенную у нас одежду. Но при этом спарывает ярлык, где написано, что это сделано на белорусском предприятии и пришивает итальянский или немецкий. Его устраивает все: и качество, и расцветка, и модель. Его не устраивает, что это белорусское. То есть непрестижное. Вот в чем суть!


«СБ»: Может, это происходит потому, что 70 лет отечественной промышленности было плевать на покупателя? Она выполняла планы производства, а уж кто это будет носить, волновало мало. Потому за редким импортом выстраивались очереди в ГУМах, ЦУМах. Теперь, похоже, понадобится не одно десятилетие, чтобы научить людей любить и уважать свое.


Н.Гуринович: Только не так грубо, как это делается. «Купляйце беларускае» — это не реклама. Это антиреклама, официоз, казенщина, которая настолько всем надоела, что хочется делать наоборот. В Южной Корее или Малайзии, например, не призывают покупать корейское или малайзийское. Они пишут и говорят иначе: покупайте наше. Это у них заложено с детского возраста. А у нас кивают на молодое поколение, которое гоняется за импортом как за заведомо более качественным, модным и престижным. Но кто его воспитывал уважать свое? Кто прививал ему чувство любви к Родине? Своей земле, своему народу? Семья, школа, пресса?


«СБ»: Тут прозвучало: преклонение перед импортным тянется с 1990–х, когда были пусты прилавки, а на рынках торговали только импортом. И дети не знали, что курточки выпускают не только в Китае и Турции...


Н.Гуринович: Да при чем тут это! По телевизору у нас о чем больше говорят? Если и упоминают о легкой промышленности, то в негативных тонах. Хорошее говорится об импортных товарах — они на рекламу не скупятся. А кто из наших производителей сможет купить хотя бы пару минут на телевидении? Рынок страны открыт со всех сторон. И предприниматели по «серым» схемам ввозят сюда контейнерами товары. За какие деньги все это закупают? Где берут доллары и евро? Зарабатывают? Нет, они берут их у таких предприятий, как наше. Это мы продали свою продукцию на экспорт, чтобы иметь возможность закупать пряжу. А эту валюту потом купил и вывез из страны предприниматель, доставив на рынок еще и несертифицированный товар. И хочет иметь здесь «три подъема». Почему я должен зарабатывать валюту и кормить своих конкурентов?


«СБ»: И что вы предлагаете? Запретить свободно покупать валюту?


Н.Гуринович: Нет, мы хотим сами распоряжаться заработанными евро и долларами. Почему государство забирает их у нас и отдает моему конкуренту, который еще и работает без сертификата? Почему «Алеся» должна сертифицировать все, от детской одежды до мужской и женской, а торговцы с рынка нет? Если я пишу, что в свитере 80 процентов шерсти, а 20 процентов нитрона, значит, там действительно столько. А на рынке тебе могут написать что угодно. Хотя на самом деле будет все наоборот. Но люди берут, потому что дешевле. Не думая или не понимая, что качественное не может быть дешевым.


Л.Заенчковская: Импорт и вывоз валюты был, есть и будет. Не на рынке, так по почте или еще как–нибудь. А белорусский предприниматель, который ввозит и продает здесь импорт, он ведь здесь и тратит то, что заработал. И мне, например, как покупателю никакой сертификат не нужен.


Н.Гуринович: Есть немало людей, которые не заботятся о своем здоровье. Мы должны ориентироваться на них?


Р.Баранова: Наш менталитет зависит еще и от размера кошелька.


маргелов.jpgВ.Маргелов: Слушая вас, я в очередной раз убеждаюсь: наши производители и продавцы идут тем же путем, каким на Западе уже давно дошли, как говорится, до абсурда. Я имею в виду потребительство. Мы говорим о воспитании вкуса, о формировании менталитета. Но обратите внимание, какие образцы, какие идеалы у нас пропагандируются в СМИ, особенно по телевидению.


Н.Гуринович: Абсолютно верно.


В.Маргелов: Рекламы белорусских производителей там практически не увидите. А какие идеалы нам преподносятся в качестве образа для подражания? Сколько заработал тот или иной артист эстрады или кино, во что они одеваются, в каких домах живут, как отдыхают. Смотрит молодой человек и думает: как бы это тоже иметь столько, ходить в костюме от Гуччи, ездить на дорогой машине, отдыхать в заморских странах? Все это — импорт. Если ему это вошло в голову еще в раннем детстве, ничем ты его потом не переубедишь.


«СБ»: Хорошая мысль — одеть наших эстрадных звезд и чиновников во все белорусское. Пусть, так сказать, личным примером рекламируют. И бесплатно.


В.Маргелов: Нужно воспитывать умеренность в потреблении. Вот что самое главное. Иначе смыслом жизни станет стремление иметь как можно больше вещей. Именно на это настроена современная экономика. И здесь уже не столь важно, накопительство это импортных вещей или отечественных. Сам по себе рациональный подход к удовлетворению своих потребностей состоит в том, чтобы вещь тебе была полезна — тем, что она из натурального материала, функциональна, удобна и по средствам. А упиваться тем, что на тебе костюм от Гуччи, на который пошли все сбережения, это ли признак культурного цивилизованного человека? Нужно не идти за потребностями, которые навязывает Запад через свою рекламу. Нужно формировать свои. Производить и продвигать практичные, удобные, функциональные изделия из натурального сырья.


«СБ»: И как?


В.Маргелов: Мы героически боремся за то, чтобы поднять нашу легкую промышленность на какой–то новый уровень, повысить ее эффективность, нарастить объемы продаж. Но не надо забывать: мы встроены в международную систему разделения труда. Давайте посмотрим, какова же доля отечественных товаров, продаваемых на нашем внутреннем рынке. 74 процента — выше, чем у какой–то другой европейской страны. В России эта доля составляет 56 процентов, в Украине — 50. И возникает вопрос: а нужно ли нам наращивать эту долю? Ведь продукция легкой промышленности — это товары с очень малой добавленной стоимостью. Есть ли смысл?


Н.Гуринович: Я только за то, чтобы были равные конкурентные условия.


В.Маргелов: Равные, говорите? Вы мне скажите, разве может выдержать мелкий производитель конкуренцию с крупным? Вы сами говорили, что чем меньше партия, тем выше затраты. А если он не 300 коробок обуви производит, а десять? У него будут еще выше затраты. Он разорится.


Л.Заенчковская: Вот поэтому, чтобы иметь большее разнообразие товара, кому–то приходится заниматься закупкой мелких партий за рубежом и продажей здесь.


В.Маргелов: Мелкий бизнес нужен. Он первопроходец, более мобильный, оперативный, может рисковать там, где не рискнет крупный. Это, как в лесу, где одинаково нужны и большие деревья, и подлесок, и кустарник, и трава.


Р.Баранова: Налицо факты перенасыщения рынка и у нас, и в мире в целом по многим товарам.


сокол.jpgА.Сокол: Согласен с Виктором Егоровичем: госрегулирование рынка должно быть. От производства до потребления, но конкуренция нужна. Потому и предпринимательство должно развиваться, чтобы отечественные товары дополнять теми позициями, которые не производятся или производятся у нас в малых объемах.


«СБ»: А сколько в ЦУМе нашей продукции?


А.Сокол: Более 100 тысяч наименований. В целом реализация отечественных товаров составляет почти 75% по непродовольственной группе, продовольственная — 95 процентов.


«СБ»: Но у вас не найти, например, белорусских чугунных сковородок, эмалированных кастрюль. И много чего из нужных для дома вещей. Или российские, или украинские, или китайские...


А.Сокол: Есть товарные позиции, которые у нас в стране не производятся. Раньше были, а потом их выпуск по разным причинам был прекращен. Если помните, у нас многие предприятия Минпрома изготавливали товары широкого потребления — скобы, лопаты, косы, замки, уголки, метизы...


«СБ»: Закаточные машинки...


А.Сокол: К сожалению, мы упустили этот сегмент рынка. Это надо как–то исправлять. Но важно другое. Конкурентоспособность наших товаров мы, как правило, оцениваем по соотношению цена — качество. Так вот, если по качеству все еще в порядке, то по цене мы по некоторым товарным позициям постепенно теряем рынок. К сожалению, просто неконкурентоспособны с импортными аналогами, цены на которые с таможенными платежами и затратами на транспорт ниже.


Л.Заенчковская: Польская кофточка стоит 25 долларов.


А.Сокол: Хотя у нас есть уникальный козырь. Надпись «Произведено в Беларуси» стала брэндом. Это надо использовать, поддерживать и развивать.


В.Панада: А склады в промышленности трещат не столько потому, что мы не расторопны, сколько из–за необходимости выполнять показатели, доведенные зачастую без учета конъюнктуры рынков и покупательной способности.


А.Сокол: А вот скажите: то, что вы на Россию экспортируете, у вас ЦУМ, ГУМ, «Беларусь», «Немига» могут получить в нужном количестве?


В.Маргелов: Не увлекайтесь, товарищи, мы не на производственном совещании. Таких торговых предприятий, как ЦУМ, у нас в стране, особенно в Минске, становится все меньше и меньше. У многих складывается очень непростое финансовое положение. Особенно в тех магазинах, которые продают товары отечественного производства.


А.Сокол: Нас это не касается. Мы даже открыли к школьному сезону «Детский мир» площадью 1.300 квадратных метров, где представлено более 80% товаров отечественного производства.


В.Маргелов: Хорошо, но вы исключение. Проблема гораздо серьезнее. ЦУМов и ГУМов больше не становится, а «замки» и «арены» растут как грибы. Например, в «Замке», об этом сам министр торговли говорил, из 120 торгующих бутиков только в пяти, да и то частично, можно найти товары отечественного производства. А в «Арена–Сити» еще меньше. И в ближайшее время в Минске откроется еще 18 гипермаркетов. Смещение, причем очень резкое, в сторону торговли импортом еще более возрастет. И как бы ни старались повысить эффективность работы «Луч» или «Алеся» и все остальные, вряд ли их продукция появится на прилавках стремительно множащихся бутиков. И неизвестно, кто и как будет контролировать ассортиментные перечни.


«СБ»: Но торгинспекция постоянно мониторит ситуацию.


В.Маргелов: Ну 5 базовых штрафа заплатят, и что с того? Для крупных торговых сетей это мелочи. Здесь проблема гораздо шире. И решать ее нужно системно, а не только минторговскими проверками и штрафами.


«СБ»: Но гипермаркеты — это уже данность, с ними ничего не сделаешь. Раньше надо было предвидеть.


Р.Баранова: Надо сделать доступными площади в торговых центрах как для импорта, так и для отечественного товара.


Н.Гуринович: И как, если хозяева сидят не в Минске, а за рубежом?


В.Панада: И по франшизе все импортные товары волокут сюда не для этого.


Р.Баранова: Это результат мировых тенденций, когда внутренние рынки в стране захватываются крупными международными торговыми сетями. Понятно, товары каких производителей они будут сюда ввозить и продавать. И вытеснят всех слабых ипэшников с рынков.


В.Маргелов: Индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей, — это умирающий рынок. Их доля за последние 5 лет уже сократилась вдвое, с 38% до 19. И каждый год сокращается.


Н.Гуринович: А в Германии на малом бизнесе держится вся экономика, он дает 52% ВВП.


«СБ»: И что делать в такой ужасной ситуации, которую вы нарисовали?


В.Маргелов: Хотите найти простое решение? Чтобы я его здесь одним предложением высказал? Хорошо: государство должно поддержать мелкий бизнес.


В.Панада: Если наши предприятия будут не в состоянии на сложившемся плече систем Минторга или Белкоопсоюза удержать объемы продаж хотя бы на существующем уровне — беда.


«СБ»: Объемы падают?


В.Панада: Пока они еще остаются на уровне прошлого года.


Р.Баранова: И это стоит больших усилий.


«СБ»: Но вы же должны смотреть на перспективу? Через 5 лет что будет?


Р.Баранова: Мы видим будущее в собственной товаропроводящей сети. Но пока «Элема» не сможет потянуть аренду торговых площадей, скажем, в «Арена–Сити».


«СБ»: Главный принцип рыночной экономики — не произвести, а продать. Или произвести то, что можно продать.


Р.Баранова: Где найти такого гения, который бы указал в коллекции только те модели, которые будут полностью проданы? Где взять рентабельность такую, чтобы можно было давать скидку в 70 процентов? Когда я вижу такую рекламную информацию, мне очень хочется узнать, какая там заложена себестоимость, какая торговая наценка, которая позволяет продавать с такой скидкой?


В.Маргелов: Рейтинг отечественных товаров легпрома мог бы вырасти, если бы у нас были какие–то независимые экспертизы по составу ввозимых тканей, качеству одежды. И тогда бы сразу виден был обман: что там действительно не 80 процентов шерсти, как написано. А отечественная обувь и одежда подтверждали бы свое высокое качество. Но, увы, ничего этого у нас нет. В России хоть телепередачи такие есть.


Н.Гуринович: И сегодня еще мы проигрываем россиянам по цене. У них газ, электроэнергия и тепло стоят гораздо дешевле. Плюс разный уровень налогообложения. А в итоге процентов на 30 — 40 их затраты ниже наших.


Л.Заенчковская: А я считаю, не нужно стараться увеличивать в сетях долю товаров белорусских производителей. Если мне надо купить обувь «Луча», я лучше пойду в их прекрасный магазин на Кирова и куплю там все, что мне понравится. Там и выбор шире, и дешевле, скидки разные предусмотрены.


В.Маргелов: Есть такая зависимость: чем больше магазин, тем больше в нем импорта. Я не понимаю, кто придумал такую норму 2 тысячи кв. метров торговых площадей на 10 тысяч населения. И какую экономику будет иметь торговля с такой площадью? В Финляндии вообще законодательно запрещено более 2,5 тысячи кв. метров торговой площади иметь. Там понимают, к чему это приводит. Вам сколько надо наименований пальто, чтобы выбрать себе одно? Сто, а может, тысячу?


Р.Баранова: Посмотреть можно и 100, но для примерки достаточно пяти моделей.


«СБ»: А можно как–то снижать затраты на производство отечественных товаров, чтобы цены были более доступными?


В.Панада: А как радикально снизить затраты? Цена у нас «белая», она не может конкурировать с «серым» товаром. И на затратах висят самые разные непроизводственные нагрузки, в том числе социальные. А может, нужно параллельно искать пути стимулирования конкретного конечного покупателя? Хотя бы через систему предоставления ему длительных рассрочек за приобретенные в торговле товары нашего производства.


Р.Баранова: У нас можно брать продукцию в рассрочку без процентов на 3 месяца в счет зарплаты.


В.Панада: И мы стали уже на 3 месяца давать. И люди берут, даже по две пары. И не только тапочки, чешечки или туфельки.


«СБ»: Они для соседей и знакомых берут.


В.Маргелов: Вот это настоящая система потребкооперации. По таким каналам можно нарастить реализацию отечественной продукции.


А.Сокол: Но белорусское у нас и так хорошо покупается. Реализация белья, чулочно–носочных изделий постоянно растет. По обуви в начале и в середине года были сложности. Сейчас процесс оживился. По трикотажу тоже. Качественный натуральный материал, прекрасный дизайн. Люди видят все это, потому и спрос резко пошел вверх.


Л.Заенчковская: Отечественному производителю нужно искать компаньонов среди белорусских продавцов, возможно, и среди индивидуальных предпринимателей. Сотрудничество всегда выгоднее, чем поиск врага и выставление друг другу претензий.


Р.Баранова: Почему бы не завести в вашей газете рубрику для читателей, где бы мы могли информировать покупателей о своих новинках с комментариями экспертов?


Н.Гуринович: У нас же не знают элементарных правил, как надо покупать, например, трикотаж. Не приложил на себя и купил. А сначала вывернул, посмотрел, прочел, что там написано на этикетке.


В.Маргелов: Если белорусским покупателям рассказать, сколько они теряют, когда покупают без разбора импортное, и сколько приобретают, выбирая свое, они сто раз подумают, прежде чем брать все, что попадется на глаза и кажется красивым.


aelita@sb.by


vlast@sb.by


Советская Белоруссия №168 (24549). Четверг, 4 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter