О пустующих и ветхих домах

Хождения вокруг ветхой хаты

Факт для размышления: на Гродненщине — 29 тысяч пустующих и ветхих домов. В том числе в аварийном состоянии — более 4 тысяч. И это только те постройки на селе, которые официально зарегистрированы. Но мало такие дома поставить на учет. Что с ними делать потом — продать, перевезти в другое, но обжитое место или бульдозером сровнять с землей? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.


Проблема не новая, но на нее серьезное внимание обратили лишь лет 7 назад, когда законодательно были определены поэтапные меры по упорядочению учета и сокращению количества пустующих домов. Работа тогда формально началась, однако отдача от нее оказалась мизерной. Деревенские развалюхи хотя и брались местными властями на карандаш, да так и оставались стоять неприкаянными, продолжали разрушаться.


В феврале 2012 года вышел Указ № 100 Президента. Актуальный вопрос вновь был заострен этим документом. Насколько он сейчас выполняется в Гродненской области, недавно проверила прокуратура. Факты тревожные. Во многих сельских Советах обследование пустующих домов запущено, а кое–где вообще не ведется. Старший помощник прокурора области Вячеслав Игнатик рассказал мне о ситуации в Вороновском районе. Там пустуют почти 1.300 домов, но только 4 (!) оформлены для подачи заявлений в суд о признании их бесхозными. С такими черепашьими темпами проблему не скоро решить...


А ведь даже с обветшалых хат можно получить пользу. Знаю немало горожан, которые с удовольствием купили бы в деревне дом, приспособив его под дачу. Особенно если рядом речка и лес. Вот только на этом, казалось бы, простом пути стоит немало преград. Вначале необходимо, чтобы дом с участком перешли в коммунальную собственность. Потом они выставляются на торги.


Процесс это долгий, много времени занимает бумажная волокита. Поэтому редко у какого покупателя хватит терпения ждать аукциона. И еще не факт, что именно полюбившийся дом достанется именно тебе. Куда проще, если у хаты есть законный хозяин или наследник. Тогда купля–продажа идет через них. Но хороший, пусть и пустующий дом стоит немалых денег. Не каждому желающему это по карману. А брать рухлядь даже за копейки не хочется.


Замкнутый круг? В белорусско–литовском приграничье в последние годы стали немного «разгружать» неперспективные деревни. Наши соседи, заранее присмотревшись к пустующему, но еще крепкому дому, за ценой не стоят. По бревнышку разбирают хату, грузят на машину и везут к себе. А потом также аккуратно складывают «иностранку» на своем участке. С замененной крышей, да еще свежевыкрашенная, она смотрится как новенькая. Польза и продавцу, и покупателю.


Но такие сделки не стали еще популярными. Кроме бумажной волокиты, которая тормозит процесс, мешает нехватка информации о пустующих домах. В интернете нашел всего лишь несколько достойных предложений по цене и качеству. Так почему же местным властям не обратить на это серьезное внимание и не создать доступную базу данных? Глядишь, и пустующих домов станет меньше.


...Сердце кровью обливается, когда попадаешь в такие мертвые деревни. Тягостные чувства пришлось мне недавно испытать, когда побывал на малой родине в Щучинском районе. Деревеньки Заболотье, Зобия, Ляховцы стоят рядом, но там не проживает ни одного человека. А в соседних Якубовичах, где несколько десятков лет назад имелось более 200 дворов, теперь с незаколоченными дверями и окнами осталось два десятка хат.


И такая же грустная картина в других давно уже неперспективных селах. Деревеньки Заневиша уже нет на карте Щучинского района. Четыре оставшихся дома там недавно снесли. С согласия бывших жильцов и наследников. Им выплатили небольшую компенсацию как «за дрова». Поле запахали. По просьбе людей в чистом поле оставили только крест. Как напоминание о том, что и здесь когда–то текла размеренная деревенская жизнь...


iosif_popko@mail.ru


Советская Белоруссия №168 (24549). Четверг, 4 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter