Бард-шансонье Вячеслав Корса: «К сожалению, качественной музыки в авторской песне сегодня маловато. Но она есть!»

Я гитару настрою на лирический лад

Гомельчанин Вячеслав Корса на сцене с 1990 года, много лет руководит клубом авторской песни Гомельского городского центра культуры, создал даже несколько оригинальных самоучителей по игре на гитаре и аранжировкам — специально для тех, кто хочет научиться петь под гитару всерьез, а не просто в застольной компании. Что характерно, называют Вячеслава обычно не просто автором-исполнителем, а бардом-шансонье.


К авторской песне многие имеют предубеждение: мол, там сплошь мужчины в свитерах распевают про походы и палатки дурными голосами и под три аккорда. У Вячеслава Корсы проблем нет ни со слухом, ни с владением гитарой: он профессиональный музыкант — преподаватель гитары и дирижер. А с песнями собственного сочинения начал выходить к публике в далеком 1991 году. 

— Я окончил эстрадное, джазовое отделение Гомельского музыкального училища, одновременно занимался и авторской песней, и профессиональной музыкой, — рассказывает Вячеслав. — И в какой-то момент задумался о том, чтобы суммировать свои знания и умения и поделиться ими с начинающими исполнителями. Я написал книгу, которая называлась «Гитара в авторской песне». Выяснилось, что этой темой до меня никто не занимался, вернее, были попытки создать учебники именно для бардов, но их авторы сами были самодеятельными исполнителями, потому эти издания грешили непрофессионализмом.


Учебник Вячеслава Корсы оказался первой попыткой профессионального эстрадного гитариста разложить по полочкам такую с виду простую и незамысловатую, а на деле серьезную вещь, как аккомпанемент. 

Понятно, что «Милая моя, солнышко лесное…» в определенном настроении и в хорошей компании прекрасно поется под дерганье струн неумелыми пальцами, а то и вовсе а капелла, вот только результат не всегда устраивает соседей, разгневанно стучащих шваброй в потолок. А уж если у вас есть честолюбивая мечта однажды выйти на фестивальную сцену и сорвать свою долю заслуженных аплодисментов, лучше действительно набраться знаний.


— Мой учебник внезапно стал популярным, разошелся по 15 странам мира, где есть русскоязычные барды, так что в историю авторской песни я вошел именно как педагог аккомпанемента, — улыбается Вячеслав. — До сих пор занимаюсь обучением бардов, часто по интернету. Так что ученики у меня не только в Беларуси, но и в России, Канаде, Австралии… Аккомпанемент — это владение не тремя—пятью самыми простыми аккордами, а обширной палитрой звуковых сочетаний, гармония ведь широкая, созвучий множество, есть масса возможностей использовать в авторской песне, например, джазовые средства выразительности или больше характерные для блюза… Все это помогает автору-исполнителю более полно и интересно раскрыть свой потенциал. 

Учеников у него много — и взрослые, и дети. К слову, представители подрастающего поколения — нередкие гости бард-слетов, в соседней России для них, например, проводятся специальные фестивали детско-юношеской песни, куда съезжаются дети-барды отовсюду. Да и в Беларуси это направление в целом развито, талантливых ребят с гитарами у нас хватает.


— Параллельно занимаюсь с детьми, — продолжает Вячеслав свой рассказ. — Переехал жить в сельскую местность, в поселок Рассвет Добрушского района, и в местном Доме культуры два раза в неделю собираю ребят, занимаюсь с ними гитарой, готовлю к будущим фестивалям и конкурсам авторской песни — ведь рано или поздно пандемия закончится, а песня останется. 

Бард-шансон — жанр довольно редкий, несколько отличающийся от привычной авторской песни. И чаще всего Вячеслава Корсу представляют именно как шансонье (не путать с исполнителями «блатной» лирики, разговор вовсе не о них). Почему? Потому что, кроме текста, в его песнях всегда звучит не унылое бряканье, а настоящая музыка. Кстати, эту особенность оценили и коллеги по бардовскому цеху, у многих талантливых авторов-исполнителей Вячеслав Корса был аранжировщиком альбомов: так, например, с Еленой Касьян они записали целых три диска.

— Авторская песня интеллектуальна, в ней огромное значение имеет текст, — размышляет исполнитель. — Поэтому некоторые аккомпанементом пренебрегают. А я, поскольку все-таки музыкант, делаю большой упор именно на музыку. И не только на гитару, но и на аранжировки, работу с коллективами, есть даже опыт работы с оркестром. Авторской песней в чистом виде получившийся результат уже не назовешь, а поскольку с точки зрения литературы я не могу, наверное, назвать себя каким-то крутым поэтом, то у меня получается синтетический жанр на стыке бардовской песни и эстрадного шансона. Если поискать примеры, то в похожем ключе работал всегда Вячеслав Малежик, наверное, я продолжатель вот этой линии.



К слову, любопытная особенность: сегодня на фестивалях самодеятельной песни не так много авторов, куда больше исполнителей, с разной степенью успешности выпевающих чужие песни, бессмертную бард-классику вроде Визбора и Никитина. Сочинять свое у большинства любителей лесного романса сейчас не модно или просто не получается? Понятно, что гениев вроде Владимира Высоцкого или Булата Окуджавы во все времена рождалось один—два на поколение, но картинка в целом внушает некоторое беспокойство: со сцены все чаще звучат «старые песни о главном», нежели нечто свежее и актуальное.

— Сейчас действительно множество чистых исполнителей, которые сами не пишут песен, — подтверждает Вячеслав Корса. — Нередко они прекрасно поют, но авторов и правда все меньше и меньше, к сожалению. Хотя есть и высококлассные, очень крутые артисты, такие, как Павел Фахртдинов или Александр Баль. У меня самого случаются песни на чужие стихи, но мало, большая часть все же пишется на собственные слова. Мне кажется, что авторская песня должна нести вечные ценности — те же, что всегда несла классическая поэзия. Сегодня время и пространство переполнены информацией, и, чтобы доносить до людей хорошие идеи, песни и стихи, очень нужен профессионализм. Именно этим я и занимаюсь: стараюсь привить тем, кто в этом заинтересован, профессиональные подходы, чтобы шире и больше были их возможности самовыражения. Не люблю слово «рынок», но для того, чтобы на нем занимать какое-то место, требуется мастерство, постоянно нужно совершенствоваться. И, конечно, быть честными в творчестве! Вообще, я придерживаюсь того принципа, который когда-то озвучил Жванецкий: можешь не писать — не пиши. Для галочки сочинять не надо.

Интеллектуальные песни под гитару Вячеслав с некоторой грустью называет уходящим жанром, однако, думается мне, печаль эта преждевременна. Пока есть на свете люди с тонкой душой, они будут обращаться к лирике. Поэтому преемников учить, конечно, надо, иначе кому потом, в глубокой старости, передать гитару?

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter