75 лет назад советские воины освободили Озаричи

Суровая память Озаричей

20 января 1944–го советские воины освободили городской поселок Озаричи в Калинковичском районе. Название этого населенного пункта будет фигурировать на Нюрнбергском процессе. Буквально рядом, в 5 километрах, но за линией фронта в марте 1944–го нацисты создадут биологические лагеря смерти. А за два месяца до этого, в январе, здесь шел бой за каждый километр, гибли тысячи солдат и офицеров. Свидетели этих подвигов — братские могилы в Озаричах и окрестных деревнях.

Братская могила в городском поселке Озаричи.
ФОТО АЛЕКСАНДРА ВЕКО.

Историки утверждают, что Озаричи могли быть освобождены от немецко–фашистских захватчиков еще в декабре 1943–го. Но жителям городского поселка была предназначена тяжелая военная судьба. Войска Рокоссовского стремились на запад. Неожиданно 20 и 25 декабря враг нанес сильные контрудары. Наступали две танковые и три пехотные дивизии немцев. Красная Армия была отброшена местами на 30 километров.

Однако враг выдыхался. 97–летний житель Калинковичского района фронтовик Михаил Черножук в армию был призван за год до начала Великой Отечественной. Прошел всю войну. Победу встречал в северной Германии — братался с английскими союзниками. Перелом в военной психологии он помнит хорошо:

Михаил Черножук.
ФОТО НИКОЛАЯ БОРИСЕНКО.

— После Курской дуги в немцах что–то надломилось или, может, в нас родилось. Мы были битыми, тертыми, умелыми солдатами, которые почувствовали вкус побед. К тому же начала активно поступать союзническая помощь. Появилась качественная форма, нас стали хорошо кормить, пришли новые танки, «катюши», самолеты. Мы уже воевали лучше немцев. Они это чувствовали и болезненно огрызались, но пятились.
СПРАВКА «СБ»

В ноябре прошлого года в агрогородке Домановичи Калинковичского района торжественно перезахоронили останки 44 бойцов Красной Армии. Они погибли при освобождении района зимой 1944–го. Интересный факт: во время поисковых работ была найдена боевая награда — орден Александра Невского. По номеру ордена установили данные его обладателя — погибшего офицера. Им оказался командир минометной роты старший лейтенант Иван Викторенко, уроженец села Ольгинка Тонкерейского района Северо–Казахстанской области. В Красной Армии он воевал с июля 1941 года. На торжественном митинге–реквиеме этот орден передан племянником погибшего Героем Советского Союза Александром Викторенко (полковник ВВС России, летчик–испытатель, космонавт 1–го класса) в Калинковичский краеведческий музей.
После освобождения железнодорожного узла и города Калинковичи (14 января 1944 года) Северная группа советских войск развернулась фронтом на запад, форсировав реку Ипа, начала наступление на Озаричи. Бои в этом районе были очень тяжелыми и затянулись до середины марта, рассказывает научный сотрудник Калинковичского краеведческого музея Ирина Талецкая–Ковальчук:

— Основную тяжесть боев за Озаричи приняла на себя 218–я Ромодано–Киевская Краснознаменная стрелковая дивизия. Подступы к населенному пункту были густо заминированы, почти все каменные и кирпичные постройки были приспособлены к круговой обороне. 20 января с рассветом, после мощной артподготовки, 372–й стрелковый полк вышел на южную окраину, а 667–й стрелковый полк — на северо–западную окраину поселка. Ожесточенный бой за каждую улицу и дом закончился лишь к 15 часам полным истреблением всего немецкого гарнизона Озаричей. Тяжелые бои с переменным успехом шли в районе поселка более месяца. Затем советские войска перешли к обороне, накапливая резервы для последующих боев.

ФОТО СТАНИСЛАВА ГАЛКОВСКОГО.

Бои за Озаричи были кровопролитными. Об этом напоминают сегодня братские могилы. Только в городском поселке похоронены 1.532 воина. А в 5 — 7 километрах от Озаричей — еще 4.309 солдат и офицеров Красной Армии. Потери, скорее всего, были более значительные, предполагает руководитель калинковичского клуба «Поиск» Евгений Сергиенко:

— Бои в это время шли не только возле Озаричей. Следующим летом в Калинковичском районе мы вместе с военнослужащими 52–го отдельного специализированного поискового батальона собираемся проверить около 40 мест, где могут находиться останки наших воинов.

Однако после освобождения война не ушла из городского поселка. Используя временное затишье на фронте, немецкое командование начало создавать недалеко от передовой живое заграждение. На болотах нацистами были созданы три концлагеря: крупнейший — рядом с Озаричами, еще два — около деревень Подосинник и Дерть. За колючей проволокой оказались более 50 тысяч человек. Все — мирные жители из Смоленской, Орловской, Брянской областей. Их немцы угоняли при отступлении. Еще тысячи людей согнали из деревень и городов Гомельской области. В основном это женщины, старики, дети. Их держали под открытым небом без еды и воды и заражали сыпным тифом. Коварная болезнь распространялась за несколько часов. Фашисты рассчитывали, что освобожденные заключенные заразят красноармейцев, вызвав эпидемию в наступающих советских войсках. Но жуткий план врага провалился...
СПРАВКА «СБ»

В боях за освобождение Озаричей принимали участие воины 253–й и 354–й дивизий, 193–я Краснознаменная Днепровская стрелковая дивизия под командованием Героя Советского Союза Андрея Фроленкова и 218–я Ромодано–Киевская Краснознаменная стрелковая дивизия, в которой санинструктором 667–го полка от Сталинграда до Озаричей прошла Зинаида Самсонова, которой впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь она и погибла. Ее именем названа улица в городском поселке. Мужественно воевал 685–й стрелковый полк 193–й дивизии, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Андрей Никонов. В одной из самых ожесточенных схваток он повел своих солдат в атаку со знаменем в руках и геройски погиб. Его именем названа улица в Калинковичах, а деревня Рыловичи переименована в Никонова.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter