Начальник управления архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома Дмитрий Вабищевич встречает в фойе, где одну из стен занимает «предмет дискуссий»:
— С 18 декабря прошлого года у нас начались общественные обсуждения генплана развития Гродно на ближайшие 10 лет. Предыдущий генплан был принят в 2003–м и был рассчитан на 20 лет. Новый будет утвержден на гораздо меньший промежуток времени.
В историческом центре не будет высотных зданий
Очень бережное отношение к историческому центру города — таков главный посыл обсуждений. Никаких высоток, никаких выпадов из общего архитектурного ансамбля. Одновременно с генпланом БелНИИП-градостроительства разрабатывает проект зон охраны исторического центра. В документе будет четко прописано, что и как можно будет строить на этой территории.
— Гродно — один из старейших городов Беларуси, сохранивших историческую планировку, которая начала формироваться в XII веке, — говорит главный специалист предприятия Наталья Лаврецкая. — Застройка сохранилась как ни в одном из наших городов, в том числе благодаря усилиям гродненских специалистов и активных горожан. Сегодня речь идет о комплексном историческом центре, где на площади 302 гектара расположено 385 зданий, представляющих историко–культурную ценность.
Два новых моста и многоуровневые развязки
В Гродно самый высокий уровень автомобилизации в стране. Более 400 автомобилей на тысячу жителей. По этой же причине два самых перегруженных городских моста давно нуждаются в капремонте. Без появления еще хотя бы одного обновить их проблематично. Речь о реконструкции старого железнодорожного моста через Неман в районе деревни Кошевники под автомобильный. Неэксплуатируемый одноколейный мост станет четырехполосным. По нему пойдут потоки автомобилей из новых густонаселенных микрорайонов.
В ближайшем будущем появится еще один мост — вело–пешеходный, который свяжет урочище Пышки с базой отдыха «Привал». Сейчас ведется его проектирование, а строительство может начаться уже в следующем году.
Сафари-парк и много велодорожек
Город станет зеленее. По генплану в Гродно должны появиться 70 озелененных территорий общего пользования: новые скверы, парки, аллеи.
На окраине города в обозримом будущем появится сафари–парк. Этот проект будет осуществлен после рекультивации опасных карьеров, которые в народе именуют Синькой и Зеленкой. Активно отдохнуть можно будет в лесопарке «Пышки», где планируют задействовать территории бывших детских лагерей.
Планируется четко выстроить схему велодорожек, связывающих наиболее интересные туристические места. Также безвизовый регион велодорожками и веломаршрутами планируют связать с европейской сетью.
Улицу Замковую сделают пешеходной
В историческом центре города в любое время года бывает большинство туристов. Что они увидят через 10 лет?
Чтобы сохранить уникальность исторического центра, надо убрать оттуда автомобили. Сейчас основная нагрузка приходится на улицы Социалистическую и Большую Троицкую. Архитекторы предлагают создать дублер последней. Это по ней едут туристические автобусы к Старому и Новому замкам. Есть предложение внести корректировку в генплан. Дублером в районе улицы Рабочей будет пешеходно–велосипедная улочка с беседками и скамейками. Но это в перспективе. А вот улицу Замковую уже в ближайшее время предлагают освободить от транспорта и сделать пешеходной.
Больше гостиниц: новых и старых
К Гродно присматриваются крупные игроки с мировым именем в гостиничном бизнесе. В конце года в центре города уже появился новый отель.
Ведутся работы по реконструкции бывшей гостиницы «Гродно». Выкупивший здание китайский инвестор переформатирует советский монолит в 4–звездочный отель на 110 номеров с рестораном. Также в процессе реконструкции находится самая большая гродненская гостиница «Беларусь» в центре города.
500 гектаров под коттеджи
В первые пять лет десятилетки индивидуальная застройка продолжится в микрорайонах Зарица, Грандичи и Барановичи. Вторые пять лет — в микрорайонах Погораны–Кошевники и Ольшанка. Чтобы эти планы стали реальностью, из сельхозоборота уже вывели и выведут в ближайшем будущем почти 500 гектаров земли.