«Белая голубка и черные вороны»: как создавались костюмы для «Дикой охоты короля Стаха»

Даже тот, кто не любит музыку, зачастую приходит в оперу ради костюмов. В «Дикой охоте короля Стаха» они роскошны  начиная от крестьянских кафтанов и андараков и заканчивая бальными нарядами шляхты.

Автор этих костюмов – Татьяна Лисовенко. В Большом театре она дебютант, хотя за плечами у нее большой путь.

– Да, я действительно была на премьере «Дикой охоты» в 1989 году, – отвечает Татьяна на вопрос журналистов, – и тогда мне в голову не приходило, что я когда-нибудь буду заниматься театром, ведь по специальности я дизайнер одежды.

Но судьба так сложилась, что Борису Ивановичу Луценко захотелось поработать не с художником по костюмам, а именно с модельером. Я даже вспомнила, в каком спектакле это произошло, – «Амфитрион», яркий спектакль с Сергеем Чекересом и Андреем Душечкиным. Там были боги и люди, и всех их нужно было подобающе одеть.

– Вот так и сошлись наши пути-дорожки, и театр меня увлек, – рассказывает Татьяна Лисовенко.

Татьяна Лисовенко

Тут надо непременно сказать, что Борис Иванович Луценко вывел на театральную орбиту многих художников. Например, лауреата Государственной премии Александра Костюченко, который долгие годы был главным художником Большого театра Беларуси. Его уже тоже нет в живых.

Татьяна вновь возвращается мыслями к той давней премьере «Дикой охоты», которая буквально перевернула ее представления об оперном театре:

– Мы все были увлечены Короткевичем в юности, и я с большим удовольствием пошла на эту оперу, потому что мне было безумно интересно, как это произведение может выглядеть в театре.

Но тогда она была далека и от театра, и от увлечения белорусской иконописью, которое тоже во многом определило ее творческую судьбу.

– И вот в данный момент все пазлы сложились, – продолжает она свой рассказ. – С Анной Дмитриевной Моторной – постановщиком новой версии «Дикой охоты» – мы познакомились на постановке «Труффальдино» в Музыкальном театре. Это тоже была достаточно сложная работа, но Анна Дмитриевна мне доверилась, и мы решили продолжить наше сотрудничество.

Нынче модно переодевать оперных героев в современные костюмы. Мода эта, как говорится, «с бородой», публике она уже наскучила и нашего Большого театра почти не коснулась.

В нынешней «Дикой охоте» главным приемом стала, наоборот, историческая реконструкция. Об этом говорят и режиссер, и художник по костюмам.

– В первом акте не хотелось дословности, не хотелось показывать просто исторический костюм, – поясняет Татьяна Лисовенко. – И возникла идея, что бал мы сделаем как своего рода маскарад.

Костюмы получились очень выразительные. Но мало того – в них есть моменты, которые с ходу не прочитаешь. Например, орнаменты белорусских икон.

– Меня эти орнаменты восхищали давно, – говорит Татьяна. – Я над ними работала, еще будучи дизайнером одежды.

Еще одна важная идея – использовать белорусские материалы, в частности лен. Вспомним, кстати, что именно цветущий лен раскрыл перед режиссером Анной Моторной внутренний смысл партитуры Солтана!

И конечно, технологии.

– Я работала с разными театрами и могу сказать, что в Большом технологии уникальные! Здесь делают то, чего не делают ни в одном театре. Когда я попадаю в костюмерный цех, где хранятся костюмы из разных постановок, это для меня сказочное королевство. Это как музей, настолько все костюмы рукотворные.

А создаются эти шедевры в театральных мастерских Большого театра по оформлению спектаклей и пошиву костюмов. Начальник Тамара Макаревич, художник-модельер Наталья Шипук, художник Елена Пашкевич, модельер-конструктор Ольга Тимоховцева, портная Жанна Туманова. Я называю тех, кто непосредственно работал над костюмами для «Дикой охоты короля Стаха». Эти уникальные мастера – гордость Большого театра.

Во втором акте в полный голос звучит тема народа, и здесь костюмы тоже говорящие.

– Они максимально приближены к тем костюмам, которые существовали на протяжении многих-многих веков, – поясняет свою идею Татьяна Лисовенко.

Ну и конечно же, образы главных героев. И в 1989 году, и сейчас главное внимание – костюму Яновской.

– Для меня первая картинка, которая нарисовалась, как только я подступилась к этому образу, – белая голубка, а вокруг нее стая воронов, – рассказывает Татьяна. – Но потом, естественно, все эти идеи развивались и прорабатывались уже в команде, в очень плотной совместной работе. Это продукт коллективного творчества.

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter