Из-за санкций России в отношении ЕС существенно упали объемы перевозок у белорусских фирм

Узкие места транзитных потоков

После введения Россией запрета на ввоз продовольствия из стран Евросоюза все чаще стала звучать тема их возможного реэкспорта через Беларусь. Недавно на первом заседании совместной рабочей группы фитосанитарных и ветеринарных служб Беларуси и России белорусская сторона предложила ужесточить ответственность перевозчиков за незаконный ввоз в Россию овощей, фруктов, мясной и молочной продукции вплоть до конфискации автомобиля. Об этом рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов. Однако перевозчики о реэкспорте даже не говорят. У них другая, более актуальная проблема — снижение объемов поставок. Причем проблемы появились не только со сбытом в России, но и с транзитом через ее территорию.


В целом грузопоток через границу с Евросоюзом существенно не снизился. Например, международный пункт пропуска «Козловичи» работает в штатном режиме. В сутки здесь по–прежнему оформляют около 2.000 грузовиков в обоих направлениях. Правда, фур со скоропортящимися продуктами стало меньше. Особенно с российскими номерами. Впрочем, россияне нашли выход. Например, водитель Сергей Филипов, перевозчик торговой сети «Магнит», везет яблоки из Сербии. Говорит, без работы «дальнобойщики» не сидят:


— У каждого автопарка свое направление. Мы просто поменяли поставщика и работаем дальше. Так что смысла в «серых» схемах нет. Проще легально закупить продукты в странах, которые в ЕС не входят.


Если россияне меняют страну–производителя, то европейцы в свою очередь ищут новые рынки сбыта. Водитель одной из польских фирм Дариуш Карчевский рассказывает:


— Никто с реэкспортом связываться не будет. Объемы перевозок сильно не упали. Сейчас перевозчики возят скоропортящиеся продукты в Швецию, Норвегию, Голландию, Францию. В Россию идет картофель фри. Непосредственно наша фирма тесно завязана на Беларусь. Зарплаты у нас тоже не снизились.


А вот представители наших фирм не столь оптимистичны. Про реэкспорт, правда, тоже никто не слышал, но объемы перевозок заметно снизились, как и зарплата. Виктор Михасев, «дальнобойщик» из оршанской компании «Омега», сетует: раньше возили фрукты, сейчас что найдут. Работы становится меньше — растет конкуренция. В нашей стране благодаря ее географическому положению рынок грузоперевозок довольно хорошо развит, так что маршруты из Евросоюза в Россию с вводом санкций закрылись практически для 300 компаний.


Отчасти и наши перевозчики могли бы поменять рынок сбыта, например, везти товары в Казахстан. Но в Россию сегодня вообще запрещен въезд с европейскими скоропортящимися продуктами. Даже транзитный. Возможно, россияне опасаются того, что запретный груз в итоге «осядет» у них в стране. И, быть может, отчасти поэтому в адрес Беларуси звучат упреки в незаконном ввозе скоропортящейся продукции. Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Верховец так комментирует сложившуюся ситуацию:


— Мы у себя в среде международных автоперевозчиков фактов реэкспорта не наблюдаем. Основная проблема сегодня — запрет транзита по российской территории. Это касается не только белорусских перевозчиков. Закрыт маршрут на поставки сыра из Литвы в Узбекистан, польских яблок в Монголию. Представляете, каково водителю, когда он доехал до бурятской таможни, а там ему говорят: вы нарушаете таможенное законодательство Российской Федерации. И машина идет назад, в «Козловичи». Это огромные затраты.


Так что под санкции в первую очередь попадают честные перевозчики. А вот о единичных «серых» схемах, на борьбу с которыми и направлено предложение о конфискации автомобилей, рассказала заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Тамара Усачева:


— На внешней границе Беларуси требуется, чтобы документы были оформлены для использования товаров, попавших под санкции, только в нашей стране. Кто–то, желая заработать, продолжает везти товар без документов уже в Россию, пользуясь отсутствием границы. Здесь наши службы не имеют рычагов влияния на передвижение товаров. И, по сообщениям Россельхознадзора, мы видим, что отдельные случаи нарушений есть. Но это, конечно, не относится к нашим перерабатывающим предприятиям, которые официально импортируют свою продукцию.

alexbresta@gmail.com


Советская Белоруссия №199 (24580). Пятница, 17 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter