В целом грузопоток через границу с Евросоюзом существенно не снизился. Например, международный пункт пропуска «Козловичи» работает в штатном режиме. В сутки здесь по–прежнему оформляют около 2.000 грузовиков в обоих направлениях. Правда, фур со скоропортящимися продуктами стало меньше. Особенно с российскими номерами. Впрочем, россияне нашли выход. Например, водитель Сергей Филипов, перевозчик торговой сети «Магнит», везет яблоки из Сербии. Говорит, без работы «дальнобойщики» не сидят:
— У каждого автопарка свое направление. Мы просто поменяли поставщика и работаем дальше. Так что смысла в «серых» схемах нет. Проще легально закупить продукты в странах, которые в ЕС не входят.
Если россияне меняют страну–производителя, то европейцы в свою очередь ищут новые рынки сбыта. Водитель одной из польских фирм Дариуш Карчевский рассказывает:
— Никто с реэкспортом связываться не будет. Объемы перевозок сильно не упали. Сейчас перевозчики возят скоропортящиеся продукты в Швецию, Норвегию, Голландию, Францию. В Россию идет картофель фри. Непосредственно наша фирма тесно завязана на Беларусь. Зарплаты у нас тоже не снизились.
А вот представители наших фирм не столь оптимистичны. Про реэкспорт, правда, тоже никто не слышал, но объемы перевозок заметно снизились, как и зарплата. Виктор Михасев, «дальнобойщик» из оршанской компании «Омега», сетует: раньше возили фрукты, сейчас что найдут. Работы становится меньше — растет конкуренция. В нашей стране благодаря ее географическому положению рынок грузоперевозок довольно хорошо развит, так что маршруты из Евросоюза в Россию с вводом санкций закрылись практически для 300 компаний.
Отчасти и наши перевозчики могли бы поменять рынок сбыта, например, везти товары в Казахстан. Но в Россию сегодня вообще запрещен въезд с европейскими скоропортящимися продуктами. Даже транзитный. Возможно, россияне опасаются того, что запретный груз в итоге «осядет» у них в стране. И, быть может, отчасти поэтому в адрес Беларуси звучат упреки в незаконном ввозе скоропортящейся продукции. Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Верховец так комментирует сложившуюся ситуацию:
— Мы у себя в среде международных автоперевозчиков фактов реэкспорта не наблюдаем. Основная проблема сегодня — запрет транзита по российской территории. Это касается не только белорусских перевозчиков. Закрыт маршрут на поставки сыра из Литвы в Узбекистан, польских яблок в Монголию. Представляете, каково водителю, когда он доехал до бурятской таможни, а там ему говорят: вы нарушаете таможенное законодательство Российской Федерации. И машина идет назад, в «Козловичи». Это огромные затраты.
Так что под санкции в первую очередь попадают честные перевозчики. А вот о единичных «серых» схемах, на борьбу с которыми и направлено предложение о конфискации автомобилей, рассказала заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Тамара Усачева:
— На внешней границе Беларуси требуется, чтобы документы были оформлены для использования товаров, попавших под санкции, только в нашей стране. Кто–то, желая заработать, продолжает везти товар без документов уже в Россию, пользуясь отсутствием границы. Здесь наши службы не имеют рычагов влияния на передвижение товаров. И, по сообщениям Россельхознадзора, мы видим, что отдельные случаи нарушений есть. Но это, конечно, не относится к нашим перерабатывающим предприятиям, которые официально импортируют свою продукцию.
alexbresta@gmail.com
Советская Белоруссия №199 (24580). Пятница, 17 октября 2014.