Об иждивенчестве молодого поколения

Своя ноша тянет

Вечерняя улица медленно остывала от каждодневного трудового накала и бешеных скоростей. На фоне бегущих прохожих эта женщина выделялась. Она медленно шла, согнувшись под тяжестью двух больших сумок. Я узнал в ней свою старую знакомую, с которой давно не виделись. Разговорились. Оказалось, у нее «все хорошо». Сложная, но высокооплачиваемая работа. С мужем в разводе. 34–летний сын уже несколько лет нигде не работает («характер трудный, нигде не удерживается больше двух недель...»). Нет–нет, не пьет, а просто лежит целыми днями на диване, просматривая череду фильмов. Честно признаюсь, никогда не предполагал, сколько их может посмотреть обычный человек за день. Сын моей знакомой в среднем успевает 5 — 6, иногда 8...


Ему–то она и тянула продукты. Призналась в этом с каким–то легким оттенком смущения. Выяснилось, на мой взгляд, почти невообразимое: мать поит–кормит своего великовозрастного оболтуса, оплачивает квартиру, обувает–одевает и еще дает деньги на пиво, развлечения и сигареты. На мой вопрос, зачем она это делает, женщина погрустнела. Мол, умом понимаю, а материнскому сердцу все равно не прикажешь...


Или другой пример. Не так давно стал свидетелем, как БМВ, полный пассажиров, на скорости далеко за сто километров в час врезался в столб. Девятнадцатилетний водитель, кстати сказать, по заключению экспертизы, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения, погиб на месте. Тоже, как оказалось, нигде не работал, не учился. Правила дорожного движения нарушал регулярно. Наверное, с позиций юношеского максимализма считая, что ему все позволено. Машину юноше, к слову, подарили родители. Наверное, сейчас они клянут свой воспитательный процесс. Но, к сожалению, уже ничего нельзя изменить.


Мне кажется, в последнее время среди нашей молодежи ширится своего рода мода — сидеть на шее у состоятельных родителей, нигде не работая. Иногда сидят целыми семьями, как спасительным щитом прикрываясь маленьким ребенком. Поэтому все чаще задумываюсь: а может, правильно поступают на Западе очень и не очень богатые люди, когда отправляют своих чад на школьных каникулах работать официантами и посудомойками? А в 18 лет буквально выталкивают в самостоятельную жизнь? И только в самом лучшем случае снабжают беспроцентным кредитом на учебу в университете... Какие там подаренные машины или квартиры?! А у нас все это подносится на блюдечке с голубой каемочкой. В результате иждивенчество порой превращается в пожизненный диковатый диагноз. Но родители не вечны. С их смертью перед человеком, привыкшим жить на всем готовом, разверзается настоящая пропасть.


К счастью, есть у меня и примеры противоположного свойства. Трое детей моего старого знакомого сантехника Володи получили высшее образование. Они рано начали самостоятельную жизнь и не спасовали перед трудностями — многого добились. А ведь когда–то начинали с малого. Подрабатывали во время школьных каникул. В вузах у них было обязательное стройотрядовское лето. Потому что не хотели быть обузой для трудяг–родителей.


Но сколько же доводится наблюдать судеб, сломанных иногда доходящей до глупости родительской опекой! И тоже ведь все начиналось с малого: кто–то носил портфель в школу за крепышом–школьником, кто–то всегда принимал за него решения, даже не подумав о том, что и у чада есть собственное мнение, которое очень даже может не совпадать с родительским. Иными словами, мамы и папы любыми способами старались оградить от сложностей, которыми так богата наша жизнь. А вот мы с женой никогда не пытались подавить у своих детей самостоятельность, всегда уважали и уважаем точку зрения дочки и сына. Признаюсь, мне сегодня завидуют знакомые и друзья. Мол, у тебя самостоятельные дети с нравственным стержнем в характере... Или вот коллега по работе недавно рассказала, что ее семнадцатилетний сын взял шефство над сверстником, чьи физические возможности ограничивает детский церебральный паралич. Сын сам, не советуясь с родителями, опекает своего соседа по площадке, везде возит, а порой и таскает на себе. В общем, старается сделать жизнь настрадавшегося юноши полноценной и интересной. Это ли не повод для настоящей родительской гордости?


...Поохав и посетовав, моя знакомая медленно потащила дальше свои сумки. Ее ждал неудачный продукт любвеобильного материнского воспитания. Что–то подсказывало мне: в этой ситуации, принявшей хронический характер, уже не помогут никакие суперлекарства. Разве что, может быть, только шоковая терапия?


vkt09@mail.ru


Советская Белоруссия №173 (24554). Четверг, 11 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter