Сценарий коротенькой 70–минутной истории хореограф написала еще весной. Однако работа над постановкой началась всего четыре недели назад: в силу занятости артистов выкроить время на репетиции никак не удавалось. Ольга вспоминает, как и с чего начиналась история «Воздыхателей»:
— Этот спектакль — наше ироническое наблюдение за тем, как живое исполнение музыки постепенно вытесняется музыкальными суррогатами. То есть, чтобы слушать и, главное, слышать классическую музыку, нужны определенные внутренние усилия: важно пропустить ее через себя, понять, подумать. А нынешняя молодежь предпочитает жить быстро, ярко. Зачем, мол, идти в филармонию, если можно включить песни дома на компьютере?..
Об отношении к живому звуку в современном музыкальном мире Костель судит по недавним примерам:
— Не так давно был распущен оркестр Римской филармонии. Причина — банальная нехватка средств на его содержание. Уже стоит вопрос о роспуске оркестра знаменитого миланского театра «Ла Скала». Причина все та же. То есть даже для крупнейших европейских театров иметь оркестр — большая роскошь. Музыкантов там переводят на фриланс: сегодня работа есть, но ведь завтра ее может уже не быть... Эту проблему мы также затрагиваем в «Воздыхателях».
Сюжет нового спектакля на первый взгляд прост: действие разворачивается во время кастинга в местную «Академию талантов», куда музыканты идут в надежде обучиться дополнительному ремеслу, чтобы стать еще более востребованными. Перипетий сюжетной линии Ольга не раскрывает — сами, мол, все увидите. А вот о поднятой проблеме говорит охотно:
— «Воздыхатели» — это такое мини–исследование феноменов сегодняшнего времени, когда люди вынуждены заниматься сразу несколькими делами. Посмотрите на различные ТВ–шоу: там артисты одновременно танцуют, поют, успевая при этом жонглировать и показывать публике различные фокусы. Получается, что приветствуется не глубина, а поверхностность. И на выходе оказывается пустышка... Мы обыграли этот феномен в спектакле. Получился такой иронический рассказ о превращении искусного в искусственное.
— В афише театра «Воздыхателей» подписали «театрализованным юмористическим вечером вокальной и инструментальной музыки». Ваша идея?
— Моя. «Воздыхатели» — это чистой воды эксперимент, где задействованы музыка, танец и драматическое искусство. Смешивая различные жанры, мы таким образом попытаемся найти новую форму общения и взаимодействия с публикой. Историю современных воздыхателей в нашем спектакле разыграют секстет духовых и ударных инструментов А.М.А.D.I.S. BRASS, пианистка Светлана Колос–Иванова, солистка оперы Наталья Акинина и артистка балета Екатерина Зиновьева–Провалинская.
— Сложно было пробиться на сцену, пусть и Малую, Большого театра с такой экспериментальной постановкой?
— После «Метаморфоз» — уже нет. Малые формы нужны любому театру. И главное, что наша публика готова к экспериментам уже давно. В «Воздыхателях» мы минимизировали использование декораций и бутафории. Но, уверяю, зрители не заскучают — спектакль получился глубоким и в то же время юмористическим. Приходите, гарантирую — будет смешно!
СПРАВКА «СБ»
Ольга Костель — балетмейстер–постановщик, танцовщица. Родилась в Минске в 1980 году. Выпускница Белорусской хореографической гимназии–колледжа. С 1999 по 2004 год работала в труппе балета Большого театра Беларуси. Стажировалась в знаменитой Высшей школе танца Грет Палукки в Дрездене (отделение хореографии, класс Михаила Дикампа).
В 2008 году с отличием окончила балетмейстерское отделение Высшей школы драматических искусств Эрнста Буша в Берлине (класс профессора Дитмара Зейфферта). Стипендиат Генерального директората образования и культуры Европейского союза. Неоднократно представляла Беларусь на международных фестивалях современной хореографии в Европе.
C 2012 года — балетмейстер–постановщик Национального академического Большого театра оперы и балета.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия №196 (24577). Вторник, 14 октября 2014.