Зигзаги реформы

В прошлом году Крупский район впервые за последние 10 лет выполнил госзаказ по сдаче государству зерна, удвоив его производство.
В прошлом году Крупский район впервые за последние 10 лет выполнил госзаказ по сдаче государству зерна, удвоив его производство. Однако финансовое положение хозяйств по-прежнему тяжелое: лишь одно из 25 получило прибыль. Рентабельность производства составила 26 процентов со знаком "минус". Зарплата у крупских сельчан - одна из самых низких в стране.

Вот и сварщик колхоза "Опчуга" Виктор Бутримов ждет больших денег. 50 тысяч рублей, которые он заработал в апреле, готовя технику к посевной, в сравнении с мартовской 15-тысячной зарплатой кажутся ему солидной суммой. По его расчетам, денег хватит не только на хлеб, но и на обновку дочке-девятикласснице. Мясом, молоком и картошкой обеспечит свое подсобное хозяйство.

За последние 10 лет, когда общественное производство хирело на глазах, крестьяне приспособились жить со своего подворья, особо не надеясь на колхозную зарплату. Виктор Бутримов держит корову, свиней, кур, обрабатывает до 70 соток земли. И пуще всего, как и другие его односельчане, боится развала колхоза. Ну не парадокс ли это? Оказывается, за видимым противоречием стоит трезвый расчет. Отбывая своего рода трудовую повинность за гроши, крестьяне получают доступ к почти бесплатной технике, пастбищам и сенокосам. И не хотят менять сложившиеся устои. Большинство думают примерно одинаково: появится в "Опчуге" частник, считающий деньги, - по меньшей мере половина колхозников лишится не только работы, но и вообще перспектив. Не говоря уже о пенсионерах, которых здесь чуть ли не втрое больше работающих. Кто тогда поможет, к примеру, трем старушкам, оставшимся в деревне Деньгубка - и отдавшим, кстати, колхозу все силы и здоровье, - заготовить сено, дрова?

Неудивительно, что попытка реформировать хозяйство через банкротство, предпринятая местной "вертикалью" около двух лет назад, натолкнулась на дружное сопротивление крестьян, не представляющих себе другой формы сельхозпроизводства. Хотя ясно, что в нынешнем виде "Опчуга" нежизнеспособна. Низкопродуктивные земли, дефицит специалистов, слабая производственная база... Колхоз задолжал всем и вся более 91 миллиона рублей, и перспектив погашения долгов практически нет. Выручки не хватает даже на зарплату. Ясно, что без поддержки государства это хозяйство существовать не может. В ближайшее время местная "вертикаль" намерена вернуться к вопросу о его санации. По словам председателя Крупского райисполкома Алексея Горнака, для этого уже подготовлен внешний управляющий, который должен направить хозяйство в русло развития.

К сожалению, таких колхозов и совхозов в стране сегодня около 20 - 25 процентов. Программа совершенствования АПК Беларуси на ближайшие 5 лет, одобренная недавно Президентом, предлагает несколько вариантов их будущего. Критерий один - эффективность преобразований и защита крестьян. Люди не должны остаться без зарплаты, социальной поддержки и перспективы. Хотя наряду с крупными коллективными хозяйствами, составляющими основу отрасли, должны развиваться другие сельхозпредприятия, фермерские хозяйства. Последние, к примеру, не особо прижились в Крупском районе - из 37 осталось 17. Да и те, как посетовал заместитель начальника сельхозуправления райисполкома Александр Латушкин, выживают в основном за счет купли-продажи. Увы, в условиях, когда бензин в 4 - 5 раз дороже молока, иначе получить прибыль непросто.

Районная программа реформирования АПК предусматривает создание в этом году группы по выращиванию и переработке льна, ассоциации по производству и переработке молока, ЗАО по производству свинины. Здесь надеются, что это позволит загрузить перерабатывающие мощности и удешевить продукцию, сделать ее конкурентоспособной. Первую оценку сделанному даст осень.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter