4 апреля - 100 лет со дня рождения заслуженного врача Беларуси Ольги Дмитриевны Жуковской

Жизнь для людей

Фото отцу с 3-го Белорусского фронта 14 декабря 1944г.
Говорят, человек живет до тех пор, пока о нем помнят другие. Про Ольгу Дмитриевну Жуковскую, заслуженного врача Беларуси, помнят многие: не только родные, коллеги и друзья, но и тысячи благодарных пациентов. С ее именем связана большая часть истории 3-й городской клинической больницы Минска, в которой Ольга Дмитриевна прошла путь от ординатора до главврача. Возглавляла больницу с 1964-го по 1985-й, а потом до последнего дня жизни была заведующей приемным отделением. Неудивительно, что в музее, который создают в клинике, рассказу о ней будет отдельное место.

Накануне 100-летия со дня рождения Ольги Жуковской заместитель председателя профкома 3-й минской больницы Татьяна Никифорова знакомит с краткой биографией заслуженного врача. Родилась Ольга Дмитриевна в деревушке Дулебы Березинского района. Но школу заканчивала в Минске, куда переехала вместе с семьей. А затем поступила в мединститут. Мечтала стать педиатром. Война началась в тот день, когда девушка сдавала последний экзамен за второй курс. И все планы вмиг изменились. Из горящего города вместе с мамой, младшими братом и сестренкой три дня добиралась до родного села. А оттуда добровольцем пошла на фронт: попросила зачислить ее в 1-й кавалерийский корпус, штаб которого в то время остановился неподалеку – в деревне Погост. И в бою 27 июня уже оказывала медицинскую помощь раненым… Конечно, было трудно и страшно. Но девушка четко выполняла свои обязанности и вскоре была назначена начальником санитарной службы 258-го фронтового лазарета с присвоением знания военфельдшера. Нужно было нести ответственность уже не только за лечение раненых и больных, но и за подчиненных, принимать сложные решения. А настоящей школой повышения профмастерства, как потом скажет в одном из интервью, для Ольги Дмитриевны станет сортировочный эвакогоспиталь 1860, куда ее направили для дальнейшего прохождения службы: «Следуя за линией фронта, госпиталь постоянно менял место своего расположения. Под операционные и перевязочные приспосабливали любые помещения. Я возглавляла сортировочное отделение. За сутки порой поступало до 4000 человек с самыми разнообразными ранениями»... В начале 1943-го она уже начальник санитарной службы отдельной части – старший лейтенант медицинской службы. Участвовала в освобождении Минска, Молодечно, Каунаса. Оказывала медицинскую помощь солдатам в боях под Инстербургом, Тильзитом, Пиллау. Победу встретила в Восточной Пруссии, под Ростенбургом. А осенью 1945-го во фронтовой гимнастерке, с боевыми наградами – медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией» – вернулась в родной институт.


 – Учились тогда студенты с особым рвением, а одновременно – восстанавливали город. Многие выпускники тех лет стали хорошими врачами, талантливыми руководителями, учеными, – отмечает Татьяна Никифорова. – И Ольга Дмитриевна среди них. После окончания института она была направлена на работу в нашу больницу, где и осталась на всю жизнь. А вот специальность выбрала не ту, о которой мечтала. Имея большой опыт работы в военно-полевых условиях, она стала хирургом-ортопедом, училась у знаменитого профессора М. Н. Шапиро.



Верхний ряд, слева направо: Ольга Дмитриевна Жуковская, младшая сестра, муж Ольги Дмитриевны, внизу: брат, отец, мать. 1950г.

Собеседница делится контактами людей, которые были хорошо знакомы с Ольгой Жуковской. Среди них 83-летний Владимир Трахтенберг – в 1968-м он пришел в 3-ю больницу устраиваться на работу на освободившееся место врача-рентгенолога:

– До этого я работал главным рентгенологом Минского района в поликлинике. Но очень хотел в клинику… Прихожу на собеседование. В кабинете сама Ольга Дмитриевна, ее начмед и завкафедры хирургии. Вижу – склоняются не в мою пользу. Тогда подсовываю главврачу свою характеристику. А там помимо всего прочего написано: на общественных началах руководил духовыми эстрадными оркестрами. Она посмотрела и спрашивает: «Оркестр у нас сделаете»? Говорю – сделаю. Отвечает: «Вы приняты». Остальные, конечно, начали возмущаться: мол, нам врач нужен, а не музыкант. А она сразу парировала: «Посмотрим, уволить его мы всегда сможем».

Ольга Дмитриевна с младшей сестрой и братом.1948г.

С той поры у Владимира Лазаревича и началась дружба с Ольгой Дмитриевной, вместе с которой проработал много лет.

– Она была очень грамотным руководителем. К каждому умела найти подход. Знала всех сотрудников  – от профессуры до санитарок. Для нее это было важно. А случись что, всех прикрывала. И никогда я не слышал, чтобы она на кого-то повышала голос. Не зря говорили, что она для персонала как мама... Есть мнение, что начальство надо не только любить, но и бояться. А мы ее просто любили. Знали: все, что будет сказано в ее кабинете, там и останется.

Ольга Жуковская​​​​​​​​​​​​​​
Между тем руководила Ольга Дмитриевна огромной больницей. Только сотрудников в конце 1960-х было около 1700 человек, 1250 коек, 28 отделений… И у нее все было под контролем. Проводился капитальный ремонт, строились новые корпуса, закупалось оборудование, постоянно совершенствовался лечебно-диагностический процесс… Интересный факт: в 1975-м больница участвовала в ВДНХ СССР, где была отмечена дипломом III степени и бронзовой медалью за разработку новых методов лечения. И в том же году к 150-летию своего образования, награждена орденом Трудового Красного Знамени.

– Казалось, у Ольги Дмитриевны было внутреннее чувство, как грамотно организовать работу больницы, – Владимир Лазаревич, в то время уже заведующий рентгенологическим отделением, вспоминает, что к Олимпиаде 1980-го удалось заменить всю рентгеновскую аппаратуру. До этого стояла еще времен ленд-лиза, которую американцы поставляли.

Спрашиваю: ну а оркестр получилось создать?

– Само собой. Выступали на самых разных сценах Минска: во Дворце профсоюзов, Оперном театре, даже, по-моему, в цирке… Я уж не говорю про концерты, которые организовывали в самой больнице к каждому празднику. А иногда Ольга Дмитриевна говорила: так, ребятки, надо вечер танцев устроить, а то вы что-то засиделись. И мы играли. Что, впрочем, не мешало участникам оркестра, в основном врачам, выполнять и основные свои обязанности.

Хор больницы

Загадкой остается, как у Ольги Жуковской на все находились силы. Ведь будучи главврачом больницы, она воспитала двоих детей, а также вела большую общественную работу. Ветеран войны и труда, была членом идеологической комиссии Белорусского комитета защиты мира. В 1975-м принимала участие в работе Международного конгресса женщин в Берлине. Неоднократно избиралась депутатом Минского городского Совета народных депутатов. За свои заслуги была награждена орденами Ленина и Отечественной войны II степени, многими медалями, двумя почетными грамотами Верховного Совета БССР. И даже уже на пенсии продолжала работать заведующей приемным отделением больницы. Инфаркт случился прямо на рабочем месте…


Старый дореволюционный корпус на ул. Ленина (до 1965г.) и новый корпус  с 1968г.

С тех пор прошло без малого 30 лет. 4 апреля, в день 100-летия со дня рождения Ольги Дмитриевны Жуковской, ее родные и близкие соберутся вместе, чтобы почтить память этого удивительного, яркого человека, которым гордится вся семья. К слову, ее племянница, которую в честь тети назвали Ольгой, тоже стала врачом – работает неврологом в одной из столичных детских поликлиник. С большой теплотой вспоминают Ольгу Дмитриевну младшие брат и сестра, которым сегодня 94 и 83 года: называют ее целеустремленной и смелой, веселой и хлебосольной. Но главным качеством старшей сестры отмечают ее отзывчивость и любовь к людям, готовность всем и всегда прийти на помощь.


dekola@sb.by

Фото из семейного архива и из архива Владимира Трахтенберга.​​​​​​

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter