Артист Купаловского театра Вячеслав Павлють всегда интересен на сцене и на экране

Жизнь без штампов

Фото  БЕЛТА
Известный артист Национального академического театра им. Я. Купалы Вячеслав Павлють — юбиляр нынешней недели. 28 апреля ему исполнилось 60. В 1987 году после окончания Белорусского государственного театрально-художественного института он пришел в Купаловский театр и работает там до сих пор. В своей аlma mater, давно уже ставшей Академией искусств, заведует кафедрой мастерства актера на театральном факультете. Передает свои опыт и знания новому поколению, а передать ему есть что…

Вячеслав Павлович из того поколения, чье становление на сцене пришлось на 1990-е годы, когда казалось, что театр зрителю не очень и нужен. Кто-то из коллег ушел из актерской профессии, не выдержал, психологически сломался... А кто-то, как Вячеслав Павлович, пронес любовь к театру через всю жизнь. Играл много, не всегда главные роли, но подкупал органичностью и самоотдачей. Он как бы говорил от имени слабых, униженных и оскорбленных персонажей, немного юродивых, немного не от мира сего… Некоторые его герои слегка маргинальны. Но именно их голос порой так важно было слышать в том или ином спектакле. Иногда они выступали нравственным камертоном. Доводилось играть и подлецов, но даже их в исполнении Павлютя можно было, как сейчас принято говорить, «понять и простить». Театралам запомнились его работы в спектаклях «Поминальная молитва», «Леди Кронки и мыши», «Брат мой, Симон..,» «Ивонна, принцесса Бургундская», «Сымон-музыка» и многих других. 

Павлють — один из немногих белорусских актеров, кому посчастливилось сотрудничать с известным российским режиссером Алексеем Балабановым. В его драме «Кочегар» у Павлютя небольшая, но запоминающаяся роль. Актер рассказывал нам о ней в интервью: «Роль у меня небольшая, заняла всего 3 съемочных дня, но впечатлений осталась масса. Во-первых, профессиональных актеров в ленте, включая меня, на площадке было всего двое — таким Алексей видел свой новый фильм: ему нужны были непрофессионалы. Во-вторых, съемки проходили в живописном месте — в Кронштадте. В-третьих, сами пробы в форме собеседования на всевозможные темы уже заинтриговали: не было ни учения текста, ни камер, ни фотографий. Просто человеческий разговор...»
«Сымон-музыка».

Этот «просто человеческий разговор» актер демонстрирует и на сцене. Всегда старается быть достоверным, психологически точным, никогда не наигрывает. Еще одно из важных человеческих качеств — Павлють начисто лишен звездной болезни, хотя зазвездиться можно было от чего. Более ста ролей в кино. Работал с такими мэтрами, как Владимир Хотиненко и Вячеслав Никифоров. Сам нашел себя в театральной режиссуре. В Драматическом театре Белорусской армии как режиссер поставил спектакль «Однажды в Вероне» — ремейк своей работы «Чума на оба ваших дома» по пьесе Григория Горина. В нынешнем марте на этой же площадке выпустил спектакль «Очень простая история» по пьесе известного украинского драматурга Марии Ладо. Постановка выросла из дипломного спектакля студентов кафедры актерского мастерства Академии искусств, так как сразу шесть молодых одаренных артистов пришли работать в театр армии. Кроме этого, Павлють сыграл в долгожданной белорусской кинопремьере «Авантюры Прантиша Вырвича» по роману писательницы Людмилы Рублевской. Здесь он воплотил образ Иеронима Радзивилла, брата великого гетмана Михаила Казимира Рыбоньки. Актеру было где развернуться: Иероним был известен своей жестокостью, Павлють сыграл властного человека с нездоровыми наклонностями. На эксцентричных персонажей ему всегда везло. Чего стоят его герои в фильмах «Масакра» или «Киндер-Вилейское привидение». Искренно гордится работой в фильме «Третье небо» режиссера Эльера Ишмухамедова, автора культовой картины 1960-х годов «Влюбленные» с Родионом Нахапетовым и Анастасией Вертинской. Четыре главные роли там исполнили Регимантас Адомайтис, Тамара Акулова, Август Милованов, Елена Владомирская (Пастревич) и Павлють. В одном из интервью признавался: «В советское время я не успел много сниматься. Единственный опыт того времени — «Плач перепелки» Игоря Михайловича Добролюбова. Но там работали только наши белорусские актеры. Потом была пауза, наступили 1990-е годы... Поэтому тоски по прошлым временам у меня нет». 

Верю, что еще многое удастся сделать. Династию сегодня с успехом продолжает сын Павел. Снимается в кино и сериалах, тоже играет на сцене Купаловского. Будем мечтать увидеть отца и сына в большой совместной работе в кино или на театральной сцене. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter