Живой плакат

Музей истории Великой Отечественной войны выпустил очередное уникальное издание — каталог «Плакаты Великой Отечественной войны»...

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны собрано 28 тематических коллекций: самодельное оружие (о котором мы уже частично рассказывали в недавней серии публикаций), воинское снаряжение и атрибутика, знамена, партизанские рукописные журналы («СБ» тоже подробно писала), газеты, листовки, фотодокументы, документы, сфрагистика, бонистика... Отдельное значительное собрание представляют плакаты военной поры, куда входит около полутысячи подлинных плакатных листов. Их авторы — 157 художников. Выходили плакаты главным образом в Москве и Ленинграде в издательстве «Искусство», в технике цветной литографии. Особого интереса, считают музейщики, заслуживают 13 предвоенных и 16 плакатов, изданных в первые послевоенные годы.


Начало коллекции было положено в августе 1944 года, когда Государственный исторический музей в Москве передал в Минск первые 36 плакатов и 6 хромолитографий. А с 1945 года начала работать и своя закупочная комиссия, которая не обошла вниманием и плакаты. Экспонаты попадали в музейные хранилища от коллекционеров, самих авторов — в дар. Но в основном с белорусами «делились» крупные музеи Москвы и Ленинграда: Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Военно–морской музей и даже Музей истории религии и атеизма. Особенно активно коллекция пополнялась в 50–е годы.


И вот теперь музей истории Великой Отечественной войны выпустил очередное уникальное издание — каталог «Плакаты Великой Отечественной войны». Замечательная книга, в отличном полиграфическом исполнении. Непременно найдет своего почитателя и читателя, хотя, конечно, плакат — не самая подходящая вещь для любителей изящной словесности. Тем не менее и как богатейший источник информации, и как произведение искусства он может оказывать сильнейшее воздействие на ум и чувства человека. Особенно в экстремальных условиях, когда не столько рассуждать, сколько действовать надо. И не кому–то одному, а всем — вместе, дружно и слаженно.


В комментариях к каталогу не один раз подчеркивается: представленная коллекция плакатов — нечто куда большее, чем набор иллюстраций к событиям тех лет. Плакатисты не просто откликались на происходившее: из огромной череды событий, фактов и явлений они выбирали наиболее знаковые, принципиальные моменты и делали их темами своих работ.


Плакаты 1937 — 1939 годов очень похожи на кинофильмы и песни тех лет — оптимистичные, радостные и одновременно крайне строгие. Много красного цвета — алые знамена, пионерские галстуки, кумач транспарантов с лозунгами, косынки передовых работниц... «Привет мастерам социалистического урожая!», «За большевистские колхозы, за культурную зажиточную жизнь колхозников!», «Ударный труд — оплот оборонной мощи СССР», «Да здравствует мощный военно–морской флот СССР!», «Комсомолец, активно участвуй в соревнованиях!» Все настраивает на решительность и ответственность за каждый поступок, за каждое слово. Да и как иначе, когда ежеминутно приходится думать о безопасности страны. Но советские люди должны быть уверены: «Если сунет враг к нам рыло, с фронта будет он разбит и с тыла!» (1939 год). На рисунке — злобный коричневый бандит с фашистской свастикой на рукаве получает «в рыло», как то и обещано.


Но одно дело предчувствие испытаний и другое — сами испытания. И здесь тон и глубину всего дальнейшего военного плакатного творчества задает легендарная работа Ираклия Тоидзе «Родина–мать зовет!», вышедшая в 1941 году тиражом 200.000 экземпляров. Ничего не надо объяснять. Все просто и ясно: мать поднимает своих сынов на защиту родного дома от нашествия врага. Одной рукой, решительным взмахом она зовет за собой воинство, в другой держит страницу с военной присягой. Хорошо читается текст: «Я всегда готов... выступить на защиту моей Родины... Я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».


Порой плакатный стиль воспринимают как нечто плоское и прямолинейное. Да, плакат не место для длинных рассуждений. Но это отнюдь не означает заранее запрограммированное отсутствие глубокой мысли и неподдельного драматизма в его содержании. Наоборот. Задача плаката — эффективно воздействовать на чувства, а значит, и поступки каждого человека, вовлеченного в развязанную кровавую битву. Так, в каталоге есть несколько работ, отражающих трагическую и очень сложную тему начального периода войны, — отступление Красной Армии и пленение наших солдат гитлеровцами. Бойцов, оказавшихся в окружении, призывают бороться до последней капли крови, потому что «Фашистский плен — это зверства, мучения и пытки». Тяжелый, страшный выбор. Но сотни тысяч людей должны были его сделать — и не в кино или романе, а в жизни, когда ситуация складывается так, как на плакате Г.Нисского и В.Штраниха «Один против ста». Только самоотверженность и самопожертвование могли противостоять натиску врага. И в том заключалась суровая правда, которую понимали все.


Плакат вместе с бойцами защищал Москву, Ленинград, Кавказ, поддерживал боевой дух партизан, силы тружеников тыла. «Ты чем помог фронту?» — сурово спрашивал боец на известном плакате Д.Моора. Это был вопрос, на который требовалось ответить каждому. Обязательно. И в первую очередь самому себе. Плакат напоминал бойцам: «Смелость города берет». И наступил момент, когда города брались один за другим. Плакат становился участником дипломатических коллизий. Уже в 1941 году вышла работа В.Иванова и О.Буровой, изображавшая государственные флаги антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании и солдат этих стран: «Да здравствует единый фронт свободолюбивых народов против фашистских захватчиков!»


Есть в коллекции музея плакаты белорусской тематики. Очень впечатляющая работа В.Корецкого «Боец, освободи свою Белоруссию!», вышедшая в 1943 году тиражом 50.000 экземпляров. Белоруссия предстает в образе молодой измученной страданиями женщины, простирающей руки к спасителям. Не ответить на такой призыв о помощи невозможно. И отправлялись солдаты «В бой за родную хату!». Враг получал по заслугам. «Два котла. Пустой котел в Берлине (изображена башка Гитлера. — Прим. авт.)... и русский котел под Минском» написано на плакате суперпопулярных в то время художников–карикатуристов Кукрыниксов (серия «Окна ТАСС»). Так жизнь и плакат шли рука об руку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter