К чему привела американская стратегия по выходу из кризиса за счет Европы

Жертвы англосаксонских авантюр

Благосостояние государств, семьи или отдельного человека определяется искусством выбора. Ориентируетесь на себя, на труд, на образование, развитие, накопление — получите рост; уверовали в «большой куш», рискнули и — разорились. Текущая социально-экономическая ситуация в блоках стран коллективного Запада и Востока является лучшей оценкой правильности ранее выбранного пути политическими и корпоративными элитами.


Инструменты торможения

Западные корпорации и вскормленные ими политические силы, начиная авантюры 2020 — 2022 годов (COVID, локдауны, «бархатная революция» в Беларуси, конфликт в Украине, милитаризация Восточной Европы, Балтийского и Черноморского бассейнов), очень надеялись через такой «гибридный блицкриг» решить наиболее острые финансово‑экономические проблемы — кризисы перепроизводства и пустых долгов. Прежние методы «борьбы» с негативными последствиями перепроизводства в виде выдачи кредитов под нулевую или отрицательную процентную ставку уже не работали. Решить проблему за счет «вертолетных денег», как в 2008 или 2016‑м, не получалось.
Западным корпоративным элитам нужен был иной, абсолютно нетипичный, асимметричный план действий. Ничего нового они не смогли придумать, кроме как запустить «инструменты торможения» своих ключевых конкурентов.
Такими блокировщиками роста выступили повсеместное насаждение идей локдаунов (остановка производства и работы предприятий), а также идей войны с РФ, введения странами ЕС антироссийских и антибелорусских санкций и, как результат, удорожание для европейских корпораций энергоносителей и себестоимости конечной продукции.

В сентябре 2022 года корпорация RAND открыто писала, что основной целью конфликта с Россией была не Россия, а европейские корпорации. США ориентировались на резкое удорожание энергоносителей для последних и в итоге их разорение с последующим «выкачиванием мозгов», специалистов в области STEM (математика, естественные науки) из компаний ЕС.

Понимая суть и цель планов англосаксонских корпораций, важно сейчас сделать такой срез и посмотреть, у кого оказались лучшие социально‑экономические результаты, кто выиграл, а кто проиграл.

Инфляционный удар

Начнем с ЕС как основной «жертвы» этой англосаксонской аферы. Согласно данным EUROSTAT, экономика еврозоны во втором квартале 2023‑го выросла только на 0,5 % в годовом исчислении. Эти — самые низкие темпы с 2020 года.  
Наиболее сильное падение экономики наблюдалось как раз в Германии — у основного конкурента американо‑британских корпораций. Там темп роста ВВП составил только 0,1 %. Индекс промышленной активности PMI в еврозоне в июне оставался отрицательным.
Европейская комиссия в своем летнем экономическом прогнозе ухудшила оценку роста ВВП Евросоюза на 2023 год с 1 % до 0,8 %. Безработица в еврозоне остается на относительно высоком уровне — 6,4 %. Безработица среди молодежи в возрасте до 25 лет еще выше — 13,8 % (по данным на июль 2023‑го). В августе число безработных увеличилось еще на 73 тысячи и составило 10,944 млн человек. В Германии уровень безработицы за год вырос на 142 тысячи человек до 2,63 млн. Имеет место увеличение количества бездомных. Так, в Италии число нуждающихся в жилье в 2022‑м выросло на 12,5 %.

Инфляция в еврозоне составляет 5,2 % и почти в два раза превышает целевой показатель ЕЦБ в 2 %.  
Инфляционный удар по промышленности сказался на удорожании продукции европейских компаний на мировом рынке. Как результат, экспорт стран еврозоны за семь месяцев 2023 года сократился на 2,7 % до 227,8 млрд евро.
А что по поводу Украины? ВВП этой страны в первом квартале 2023‑го сократился на 10,5 % по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. В четвертом квартале 2021‑го уровень безработицы в Украине вырос до 10,6 %, увеличившись с 9,2 % в третьем квартале (последние публичные данные по Украине, опубликованные Государственной службой статистики). Это был самый высокий показатель безработицы с конца 2014 года.

Риски возрастают

Рост ВВП США во втором квартале 2023‑го ускорился до 2,6 % в годовом исчислении с 1,8 % в первом квартале. Примечательно, что это произошло на фоне падения в еврозоне. В то время как экспорт Евросоюза падает, экспортные поставки США растут — на 1,6 % до уровня четырехмесячного максимума в размере 251,7 млрд долларов за счет резкого увеличения экспорта легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, сырой нефти, фармацевтических препаратов, услуг транспорта.
Вместе с тем в июле 2023 года были опубликованы оценки экспертов о динамике ВВП США на ближайшие 12 месяцев: 60 % респондентов определили высокую вероятность рецессии. Их оценки подтверждаются статистикой.
Несмотря на рост ВВП во втором квартале, его уровень все равно остается ниже динамики ВВП 2021 и 2022 годов. Наблюдается постепенное снижение темпов роста экономики США. Еще в марте текущего года бывший вице‑президент финансовой корпорации Lehman Brothers Лоуренс Макдональд заявил, что риск рецессии в экономике США неизбежен.

Падение темпов ВВП сказывается и на росте инфляции. Годовая инфляция в США ускорилась до 3,7 % по итогам августа. В 2022‑м был побит сорокалетний рекорд — 9,1 %. Основной причиной такой рекордной инфляции стало повышение цен на бензин.

Уровень безработицы в США вырос до 3,8 % в августе 2023 года с 3,5 % в июле, что является самым высоким показателем с февраля 2022‑го. Число безработных увеличилось на 514 тысяч до 6,36 млн. Уровень безработицы U‑6 (включает людей, которые хотят работать, но отказались от поиска, и тех, кто работает неполный рабочий день, потому что не могут найти другую работу) вырос в августе до 7,1 % (самый высокий показатель с мая 2022‑го).
На фоне инфляции и роста безработицы более 90 % американцев сократили свои расходы за последние шесть месяцев. Это следует из опроса, проведенного компанией Morning Consult по запросу телеканала CNBC.
Известный экономический интернет‑блог ZeroHedge в августе 2023 года оценил реализацию плана Байдена по спасению среднего класса США. Сделан вывод, что план с треском провалился.

По данным газеты The Wall Street Journal, число бездомных в США выросло на 9 %. Это связано с повышением цен на недвижимость и массовыми выселениями людей из домов во время пандемии COVID‑19.  
Количество бездомных растет с каждым годом. Сейчас на улице живет почти 600 тысяч человек.
Доходы населения сокращаются уже на протяжении последних двух лет. Чтобы просто прокормиться и заплатить за жилье, жители США вынуждены все чаще брать кредиты в условиях постоянно растущих банковских ставок.
Общее число нищих — 38 ­миллионов человек.
По данным Бюро переписи США, показатель детской бедности в Штатах за год увеличился более чем в два раза. В 2022‑м он достиг 12,4 %.

Как видим, ситуация в США, несмотря на «успехи» плана разорения Европы, ухудшается. Корпоративные круги США начинают разочаровываться в команде Дж. Байдена, оценивая его неспособность реализовать структурные изменения и решить ключевые финансово‑экономические вызовы США. 

Инвесторам становится все более понятно, что перспективы Штатов как государства приобретают опасные формы, риски растут.

Требуется новая точка приложения капитала. Где она появится? Время покажет.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter