Корреспондент "СБ" примерила на себе роль контролера общественного транспорта

«Заяц» показывает зубы

Этот момент был самым напряженным. С горем пополам мы выбрались из автобуса на остановку. Безбилетник громко ругался и то и дело обещал «навалять». Правда, не мне, а стоявшему рядом дружиннику. В спину из–за закрывающейся двери все еще летели оскорбления: пожилые пассажирки изнемогали от жары и возмущались заминкой в движении транспорта. Оглушенная окружающей агрессией, я растерянно улыбалась, извинялась направо и налево, нервно теребила видеорегистратор, прикрепленный к шлейке сумочки. За несколько часов, проведенных в качестве контролера общественного транспорта в Гродно, мне довелось пережить целый спектр непривычных, и, буду откровенной, — далеко не самых приятных эмоций.



«На работу» меня принимал лично директор Гродненского автобусного парка Николай Древило. Зная, в каких непростых условиях приходится трудиться контролерам, Николай Адамович оговорил основное условие моего участия в эксперименте: в случае возникновения конфликтных ситуаций мое присутствие в них должно быть сведено к минимуму. Одновременно доверительно поделился: 80 процентов желающих устроиться на должность контролера общественного транспорта исчезают после первого же, пробного выхода на линию:

— Наши сотрудники задерживают десятки тысяч безбилетников в год. Далеко не все, но многие из «зайцев» пытаются завязать конфликт, чтобы предстать в нем пострадавшей стороной. И нередко им удается даже сплотить вокруг себя остальных пассажиров. В нашей практике был случай, когда контролер пострадал не от безбилетника, а от действий сочувствующих. В общем, работа непростая, нервная. При этом вести себя надо так, чтобы у пассажиров не было причин для претензий. Во время проверки ведется съемка видеорегистратором.

Соглашаюсь со всеми условиями, обещаю вести себя корректно и после обстоятельного инструктажа своего временного начальника Владимира Фролова получаю бейдж и видеорегистратор. К выходу на линию готова. В мой смене — 4 женщины–контролера, включая меня, а также дежурный дружинник автопарка по охране правопорядка Виталий Полубок. Он — бывший сотрудник милиции. Хотя Виталий имеет право проверки проездных документов, основная его задача — сдерживание слишком темпераментных безбилетников. Кроме того, именно он оформляет административные протоколы на «зайцев»:

— Практически все наши дружинники прошли или армейскую службу, или службу в органах внутренних дел. При приеме на работу нас очень тщательно проверяют психологи. Контролерами в автопарке в основном работают женщины. С агрессией со стороны пассажиров им приходится сталкиваться практически ежедневно, поэтому в мае 2016 года была создана наша служба. Скандалистом может оказаться любой. Не имеет значения возраст, пол человека. Имеет значение только воспитание. Цель конфликтующих — спровоцировать меня на ответные действия, чтобы иметь основания для претензий. Совсем недавно произошел показательный случай. Молодая девушка заявила контролеру, что ей 16 лет, хотя невооруженным взглядом было видно, что ей уже за 20. Я подошел и пристыдил ее. В ответ она стала меня оскорблять, а когда я попробовал ее задержать, ударила в живот, по ребрам и по лицу. Позже оказалось, что она занималась тайским боксом. Я схватил ее за руки — так и держал до приезда милиции. Насколько мне известно, в отношении нее возбуждено уголовное дело.



Кстати, практика сопровождения контролеров дружинником впервые появилась в Гродно. Сейчас ее уже переняли в Минске, собирается внедрить и Брест.

Одна из моих новых коллег — старший контролер Елена Ласточко в перерыве между прибытием автобусов рассказывает свою историю:

— Мне безбилетник палец сломал. Это года полтора назад было. 18–летний парень не оплатил проезд и повел себя агрессивно... На предприятии этот случай был оформлен как производственная травма, а на виновного заведено уголовное дело. Позже мы решили не давать этому делу ход. Парень молодой. Зачем ему нужна уголовная статья в биографии? В общем, дали ему возможность самому все понять и исправиться.

На остановку прибывает автобус. Мне доверяют проверить талоны только после того, как проездной документ изучит опытный контролер. Вроде все в порядке, хотя считать проколы в рядках с непривычки крайне неудобно. Тем временем мои коллеги вычисляют безбилетника. Он попробовал подсунуть талончик, пробитый в другом автобусе. Выйти на улицу не соглашается, утверждая, что вся проблема в компостере. Практически сразу на его сторону становятся разгоряченные жарой пассажирки, даже несмотря на то, что контрольная просечка компостера при свидетелях подтверждает правоту проверяющих. Вспоминая договор с директором, я ожидаю решения конфликта на улице, пока контролер и дружинник одновременно уговаривают «зайца» выйти и успокаивают не стесняющихся в выражениях окружающих дамочек.

— Да, не тот билет — ну и что? Штраф платить не буду, — если опустить угрозы и нецензурщину, реплики безбилетника звучали примерно так. Ну что же... Виталий Полубок позаботится о том, чтобы нарушитель дождался приезда милиции, которая выяснит его личность и поможет привлечь к ответственности.



Новый автобус — и новый нарушитель. Этот от штрафа отпираться не стал. Зато, увидев, что меня снимает фотограф, предложил свое видение съемки:

— Фотографироваться надо красиво, с декольте. Давай я тебе ножик дам, ты кофточку подрежешь. Эх, люблю я женщин в неглиже!

За время, пока я «примеряла» на себя должность контролера, удалось сделать однозначное наблюдение: многие люди не считают нужным особо церемониться в нашем присутствии. Для того чтобы каждый день выходить на такую работу, необходимо нечеловеческое терпение. Со мной согласен и директор Гродненского автопарка Николай Древило. По его мнению, сегодня контролеры беззащитны перед агрессией и хамством:

— В Западной Европе, например, никому даже в голову не придет толкнуть или оскорбить контролера. Его статус приравнен к статусу транспортной милиции. У них есть средства защиты, наручники. Но даже не в этом дело. У нас многие просто не считают нужным платить именно за проезд. За билет в кино, театр, на аттракцион — заплатят, а за талончик — нет. А мы здесь, в автопарке, ищем резервы и сокращаем внутренние затраты, чтобы выдавать достойную зарплату и делать что–либо для развития предприятия. Но они уже практически все исчерпаны. Хотелось бы рассчитывать еще и на те средства, которые наши сотрудники зарабатывают непростым трудом, развозя людей с раннего утра до поздней ночи. Без наших контролеров мы этого, увы, пока добиться не сможем.

Николай Адамович рассказывает, что практически 100 процентов жалоб на контролеров поступает от «зайцев». Не так одета, не так обратилась... Воспитанный законопослушный пассажир этого всего даже не заметит. Не успеет. Проверка проездных проходит быстро, профессионально и максимально корректно.


Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter