По его словам, актуализация документа была проведена с целью совершенствования правового поля, в котором работают Нацбанк и банки. Необходимость корректировки кодекса обусловлена изменениями макроэкономической среды и общегосударственного законодательства, интеграционными процессами в финансовой сфере, а также динамичным развитием информационных технологий в банковском секторе.
Предлагаемые изменения условно можно разделить на два блока: законодательные инициативы макроэкономического характера и нормы, направленные на регулирование деятельности банков.
Законодательные инициативы макроэкономического характера.
1. Расширение целей и ориентиров деятельности Нацбанка.
Предлагается в дополнение к цели "поддержание ценовой стабильности" закрепить вторую цель – "обеспечение финансовой стабильности", а также норму по содействию устойчивому экономическому развитию страны.
С правовой точки зрения это позволит упорядочить ответственность и правомочия на обеспечение финансовой стабильности, уточнит ключевые направления деятельности Нацбанка.
Какой экономический эффект от этого ожидается?
Возрастет направленность денежно-кредитной политики на формирование благоприятной среды для устойчивого развития экономики.2. Совершенствование правового механизма обеспечения финансовой стабильности.
Данной нормой определяется статус Нацбанка как госоргана, ответственного за обеспечение финансовой стабильности в банковской и иных регулируемых им сферах, а также комплексные подходы к обеспечению финансовой стабильности.
Эти положения направлены на повышение потенциала по выработке и принятию упреждающих мер по нейтрализации возможных вызовов и шоков, усилению межведомственного взаимодействия и расширению возможности по комплексному и эффективному противодействию системным рискам.
Что это даст?
Реализация предлагаемых норм позволит повысить эффективность денежно-кредитной политики, а также ее согласованность с общеэкономической политикой. Это будет способствовать выполнению обязательств, взятых на себя белорусской стороной в рамках союзной программы по гармонизации денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования.Нормы, направленные на регулирование деятельности банков.
1. Защита прав и интересов потребителей банковских услуг.
Для повышения уровня правовой защиты потребителей банковских услуг и исключения чрезмерной финансовой нагрузки на кредитополучателей:
· вводится запрет на установление в кредитных договорах условий об уплате процентов в повышенном размере, ограничиваются размеры штрафов;
· устанавливается перечень случаев, при которых банк вправе требовать досрочного возврата кредита;
· определяется разумный срок для досрочного возврата кредита не ранее трех месяцев со дня уведомления физического лица.
В чем суть этой нормы?
Она имеет социальную направленность, а ее реализация позволит усилить правовую защищенность потребителей финансовых услуг.2. Сопровождение внешнеторговой деятельности.
В целях дальнейшего развития инструментов и механизмов по финансированию внешнеторговых операций в проекте Банковского кодекса закреплена норма об операциях банковского торгового финансирования. Это новация базируется на предложениях банков. Она направлена на расширение возможностей экспортного финансирования и снижения рисков внешнеторговых операций отечественных предприятий.
3. Совершенствование банковского надзора.
Предлагается ввести дополнительную меру надзорного реагирования в виде взыскания с банка денежных средств в республиканский бюджет в размере до 1% от размера нормативного капитала. Аналогичная норма есть и в РФ, ее закрепление в Банковском кодексе соответствует процессам гармонизации национальных законодательств.
Когда будет применяться такая мера?
В случае создания положения, угрожающего безопасному функционированию банка, интересам его вкладчиков и иных кредиторов, стабильности банковской системы, а также за нарушение законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем.На что направлена данная новация?
На обеспечение поэтапного ужесточения мер надзорного реагирования, создание стимулов к проведению банком надлежащей работы по урегулированию выявленных нарушений и безусловному исполнению требований законодательства.Эта норма также будет способствовать усилению корпоративного управления в банках.
Предлагается установить квалификационные требования и требования к деловой репутации должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке, и закрепить обязанность прохождения ими оценки соответствия таким требованиям.
Для чего необходима такая норма?
Она направлена на исключение возможности обхода требований законодательства. Ее закрепление в Банковском кодексе позволит не допустить случаев управления банками лиц, не прошедших оценку соответствия квалификационным требованиям деловой репутации.Предлагается предоставить Национальному банку право ограничить лицензионные полномочия банка в случае неоднократного нарушения требований в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем.
В чем суть новации?
Она направлена на усиление контроля за соблюдением соответствующего законодательства. Кроме того, такая же норма содержится в законодательстве РФ.Как рассказал Павел Каллаур журналистам по окончании совещания, в целом представленные предложения Главой государства поддержаны. В то же время в документ предстоит внести некоторые доработки, которые существенно не изменят его. В Нацбанке планируют это сделать оперативно.