Ни дня без строчки о Беларуси из государственных СМИ не может прожить ни одна беглая недожурналистка

Занавес

В Минск едет театральный спектакль с Викторией Толстогановой в главной роли.

Почему-то это вызывает недовольство недожурналисток с загаженной нивы (и не только), сидящих под Варшавой и в Вильне. Казалось бы – ходи и смотри на окружающую тебя самодеятельность, радуйся польским инсталляциям да литовским перформансам! Но нет, поднимают там визг, – завидуют нам здесь, не иначе.

Это как пiсьменнiцу-эмигрантку вдруг прорывает по поводу белорусских школ: «Ты еще маленький, но уже держишь правильно оружие!» Для нее это (почему-то) зашквар. И она всем текстом своим тужится показать, как это не комильфо, насколько не изячно.

А для нас ее фраза – приятная похвала. Чистой воды радость. Как очереди в российские посольства по всему миру: никогда еще такой явки не было! Особенно в полдень.

Вернемся, однако, на подмостки. «Осенью 2023 года из репертуара РТБД, – плачут недожурналистки, – окончательно исчезли «Сирожа» в постановке Александра Гарцуева по пьесе Юлии Чернявской и «Карьера доктора Рауса» в режиссуре того же Александра Гарцуева по пьесе Виктора Мартиновича». И что удивительного? Гарцуев долго пытался усидеть на двух стульях, а в итоге пошел не в ту дверь. Да не заглянул на пять минут, а окончательно вышел.

Мартинович – золотой когда-то мальчик белорусской литературы – так и не нашел в себе смелости принять свою страну, свой народ и свое государство. Ну, а мамашу простотуток Чернявскую ставить… теперь уже разве что в варшавском борделе… Хватит и того, что в репертуаре РТБД сии творения продержали аж до осени 2023-го… еще, небось, и гонорары авторские исправно платили?

Ровно по тем же самым причинам пьесу, которую в Беларуси еще в 2016 году поставила режиссерка из Польши, «ставшая нежелательным автором для белорусской сцены», теперь заядлые театралы могут видеть лишь в исполнении российской актрисы. В соседской же режиссуре. Заядлым будет с чем сравнить, остальным, полагаю, вообще пофиг, лишь бы Толстоганова текст не забыла.

Остается только вечный вопрос интеллигенции: «Кто виноват?» Вы от наших невероятных хоть раз слышали слова осуждения по поводу травли, слива личных данных, порчи и уничтожения имущества патриотически настроенных граждан? Ни единого не было, правильно. И саморезы под колеса, и коктейли Молотова в рюкзачках, и арматуру в багажниках никто из них ни словечком не осудил.

Точно так же происходит и в этом случае: «Белорусский театр уверенно возвращается в начало 2000-х, – уверенно пишут недожурналисты из заграницы, – когда городскую афишу составляли антрепризы, привезенные преимущественно от восточного соседа с намерением поразить «провинциальную» белорусскую публику». То есть – мы с вами виноваты. Власти виноваты. А не они, невероятные, так хотевшие перамен, что ни кушать не могли, ни репертуар сохранить.

Казалось бы: только себе и спасибо за всё скажи. Или хотя бы промолчи. Но, похоже, это тот невероятный фонтан, который, раз открывшись, отдыхать будет только в другой жизни.

Однако трава пробьется, тут переживать не о чем. Несколько лет потерпеть – будут в Беларуси и свои антрепризы, появятся и новые актеры, подрастут и режиссеры, и авторы… жизнь свое возьмет.

Тогда как духовно уже мертвым беглым останется лишь разлагаться за забором да злобно-завистливо подглядывать, что тут у нас растет и строится.

Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter