Можно ли считать противостояние с «ПиС» началом предвыборной кампании Туска?

Заклятые враги меняются местами

Времени с момента назначения Туска премьер‑министром Польши прошло всего ничего, а ответ на главный вопрос, волнующий всех, уже получен. Накануне его избрания многие спрашивали, приведет ли он страну к процветанию или его составленное из представителей коалиционных сил правительство порвет Польшу на лоскуты? Порвет. Уже рвет. И начал с самого своего заклятого врага — партии Качиньского «Право и справедливость», для членов которой, в особенности из правящих кругов, наступили, похоже, мрачные времена.

И то, что будет именно так, стало ясно с первых минут премьерства Туска. Когда свою инаугурационную речь в сейме он начал с цитирования предсмертного письма Петра Щенсны (сжег себя в знак протеста против политики «ПиС» в центре Варшавы в 2017 году). И, объявив войну заклятому врагу Качиньскому, который, кстати, главного своего оппонента считает воплощением чистого зла на земле, премьер мхатовскую паузу держать не стал — неприятности на писовцев посыпались как из рога изобилия.

Не удивительно, что именно по Качиньскому Туск ударил главным калибром. А как иначе назвать тот факт, что буквально через два дня после приведения нового премьера к присяге отменено заключение госкомиссии, расследовавшей крушение самолета под Смоленском, в результате которого погибла вся правящая верхушка Польши во главе с президентом Лехом Качиньским, братом‑близнецом Ярослава? Причем отменено решение не первой комиссии, которая сделала заключение об ошибке пилотирования, а второй — созванная по настоянию Ярослава Качиньского она пришла к нужному ему выводу о теракте или внешнем воздействии на самолет. И вот такой афронт: верным постановлено считать первый отчет, а все остальное — трата государственных злотых и не более.

На этом фоне даже создание Туском комиссий по расследованию выборов в конверте (на президентских выборах 2020 года «ПиС» добилась принятия законопроекта о голосовании по почте, что и привело к массовым фальсификациям), визовому скандалу (незаконная выдача мигрантам свыше 300 тысяч виз, рулил замглавы МИД), шпионской слежке (внедрение в телефоны видных политиков следящего оборудования) получило куда меньший общественный резонанс. Или это просто Туск хорошо знает законы драматургии и в первом акте его пьесы ружье еще просто висит на сцене?..

А во втором оно стрельнуло, и еще как! Взрывная волна, образовавшаяся после мощного залпа Туска, когда его новый министр культуры отозвал наблюдательные советы Польского телевидения, Польского радио и информационного агентства Польши, вымела из комфортабельных офисов не только телевизионщиков — самого Качиньского подвинуло на всенощное бдение, то есть пикетирование заблокированных властью каналов.

А что, собственно, пан Качиньский хотел? Что Туск оставит без внимания мощнейшие пропагандистские ресурсы, которые поливали его грязью в масштабах беспрецедентных и формах самых циничных? То, что при этом были попраны все мыслимые и немыслимые принципы и нормы морали и порядочности, подтвердила даже международная организация по наблюдению за СМИ «Репортеры без границ», которая в 2020 году заявляла, что «предвзятый дискурс и язык ненависти по‑прежнему главенствуют в государственных СМИ, превратившихся в рупоры правительственной пропаганды». Плюс отмечено, что за время правления «Права и справедливости» Польша опустилась с 18‑го на 57‑е место во Всемирном индексе свободы прессы.

Заметки эти и не писал бы, потому как нам, белорусам, «вшыстко едно», как там валтузятся победители и проигравшие, но, как говорится, надежда умирает последней. А вдруг пан Туск возьмет да и сделает то, что давно должен был сделать лидер нашей страны‑соседки. Например, во всеуслышание назовет преступлением снос памятников советским воинам, что отдали жизнь за независимость Польши, объявит вне закона тех, кто возрождает неонацизм и сеет ненависть между народами.
Скажет как отрежет, что райсы и всякая бурая аковская сволочь, которые убивали мирных белорусов в послевоенное время, — никакие не патриоты, а просто мерзавцы и польским дипломатам носить к могилкам этих нелюдей цветочки совсем не по‑шляхетски.
От всей широты своей западнославянской души пригласит нас, белорусов, посещать его страну по безвизу и поставит на место всяких там стражей граничных и мытников (а это явно скрытые писовцы). Если же пан премьер (а чем Туск не шутит, когда Боррель приснет) сам или хотя бы устами своего министра иностранных дел Сикорского, который для этого специально приедет к нам в страну, заявит, что Польша готова выплатить Беларуси компенсацию (процесс этот я репарациями назвать поостерегаюсь) за те гонения и притеснения, которым были подвергнуты оккупационными польскими властями жители нашей Западной Беларуси, это будет сильный ход.

Только, увы, он не будет сделан никогда…

Жаль, ибо восстановление дружеских связей с Беларусью могло бы стать самым сильным ходом в президентской гонке, которую начал Туск. А то, что он ее начал, причем напористо и агрессивно, сомнений нет. Не важно, Туск, мэр Варшавы Тшасковский или кто иной будет в нем первым номером, но задача «Гражданской платформы» и союзников — за оставшееся до июня 2024‑го время помножить «ПиС» на ноль, навесить на соперников всех политических собак, раздуть такой скандал, в пламени которого сгорело бы то немногое хорошее, что писовцами было сделано. И да, компромисс в борьбе невозможен и потому, что почвы для него нет, и потому, что Туск и Качиньский как противоположные полюса магнита, которые… Короче, вы понимаете…

Тем временем в противостояние двоих вклинивается третий. Это я к тому, что президент Дуда ветировал закон бюджета на 2024 год, предусматривавший выделение 3 миллиардов злотых для СМИ. Чуть раньше он же заступился за каких‑то ранее осужденных, но помилованных чиновников, которых Туск все же вознамерился посадить.

Это только начало. А дальше, не сомневаюсь, будет очень громко, скандально. И весьма интересно...

 kuchko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter