В минском центре компетенций учат обслуживать и ремонтировать электромобили. Спрос на профессионалов растет

Заказ на знания

Новые специальности прописываются в учебных программах

В центре компетенций на базе Минского государственного автомеханического колледжа им. М. С. Высоцкого учат обслуживать и ремонтировать электромобили. Спрос на таких профессионалов постоянно растет.

Руководитель центра компетенций Олег Царук.

Едут со всей страны

Минский центр компетенций при автомеханическом колледже — единственный в стране, специализирующийся на электромобилях. Первые, кто проходит здесь обучение, — это непосредственно учащиеся колледжей. Приезжают со всей страны, ведь не каждое учебное заведение в силах приобрести столь дорогостоящее оборудование. 

— В большинстве своем к нам на недельное обучение приезжают ребята старших курсов. В дисциплинах заложены обслуживание, диагностика и ремонт электромобилей, — перечисляет руководитель центра Олег Царук. Мы видим, что электромобили сегодня развиваются гораздо быстрее, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому все учебные заведения, которые выпускают специалистов по автомобильной тематике, добавили в учебные планы либо дисциплины, либо практики по работе с такими машинами. Также постепенно пополняют материальную базу необходимым оборудованием, касающимся электромобилей.

Вторая категория людей, которая приходит обучаться в центре компетенций, — те, кто желает полностью сменить направление своей деятельности, или те, кому не хватает имеющихся навыков, например в работе с электромобилями. Речь о платных курсах переподготовки. Как правило, они длятся от трех недель. После чего люди получают свидетельство гособразца о повышении квалификации и дальше идут работать на СТО. 

Спрос есть, но...

Помимо зарубежного электрокара, в одной из лабораторий центра есть аналогичный автомобиль в разрезе. Преподаватель по спецпредметам Ольга Поплавская отмечает: 

— В подготовке учащихся уклон делается на изучении электрооборудования и электродвигателя. Данные автомобили становятся более востребованы, чем машины с двигателем внутреннего сгорания.

Преподаватель по спецпредметам Ольга Поплавская.

Специалисты белорусских автодилеров также прошли обучение в центре компетенций. Именно на них лежат гарантийные обязательства по обслуживанию и ремонту. 

— Это правильно. Колледжи заинтересованы дать своим учащимся знания по электромашинам. Спрос на таких специалистов у работодателей растет, — констатирует Олег Царук. 

В ближайшие несколько лет в центре планируют купить еще и китайский электромобиль. Их становится у нас все больше. Они красивы, удобны, бесшумны, но со временем возникают вопросы по кузову, отмечает Олег Царук: 

— Дело в том, что китайцы закладывают небольшой ресурс автомобиля, как и телефона. У нас же люди привыкли к другому: купить машину и ездить на ней лет десять, а потом еще и продать выгодно. Здесь так не получится, ликвидность на вторичном рынке под большим вопросом. В КНР ставят электромобили на конвейер где-то на полгода, затем выходит новая модель, а старая тем временем резко теряет в цене. И продать ее будет очень непросто. 

Руководитель центра компетенций предполагает, что и состояние машины через лет пять будет желать лучшего. Виной тому отчасти наш климат.

— Одна из проблем — низкая антикоррозийная стойкость кузовов. Из-за этого машина, пережив две белорусские зимы, начинает ржаветь. Не все, встречаются оцинкованные модели. Скорее всего, это те, что производились целенаправленно для европейского рынка, с учетом прохладных зим. Машины, которые были предназначены для китайского рынка, а попали на белорусский, скоро столкнутся с этой проблемой.

Вторая сложность, по словам специалиста, — выход из строя подогревателя антифриза. У белоруса он как включился в октябре, так до мая может и не выключаться, потому что на улице холодно. В Китае в этом надобность возникает гораздо реже. 

— Об износе батареи. В любом случае ее емкость со временем будет падать. Спустя время это может стать проблемой, ведь батарея — самый дорогой узел электромобиля, — отмечает Олег Царук.

Любовь к технике

Когда мы с фотокорреспондентом приехали в колледж, здесь проходили обу­чение третьекурсники Бобруйского государственного автотранспортного колледжа. Ребята получали дополнительные навыки на курсе «Диагностика электронных систем управления дизельных двигателей».

Владислав Шелег отмечает, что в колледже их обучали на примере старых автомобилей — МАЗ, «Волга», ЗИЛ: 

— Здесь же современная техника. Помимо этого, хорошие лаборатории, где мы можем наблюдать наглядно, как работают те же форсунки в двигателе, например. 

Учащиеся бобруйского автотранспортного колледжа Владислав Шелег, Сергей Лашкевич, Руслан Косточко.

Сергей Лашкевич поддерживает одногруппника, говорит, что практики во время обучения не хватает. 

Меньше чем через год ребят ждет распределение. Владислав уверен, что останется в профессии, а чуть позже поступит на заочное отделение в БНТУ. Такие же мысли и у его товарища Руслана Косточко:

— Машины — это мое. Еще до поступления любил смотреть видео на автомобильную тематику. К тому же это перспективная сфера. Автомобили настолько плотно вошли в нашу жизнь, что без них уже никуда.

В конце недельного обучения учащиеся сдают экзамен. Бобруйчане в ближайшем будущем вернутся в центр компетенций, чтобы пройти курс по электромобилям. 

В ТЕМУ

Александра ПЕТРОВА, начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования:

— В этом году колледжи откроют новые востребованные экономикой специальности. Минский государственный колледж цифровых технологий — «техническая эксплуатация мехатронных систем электронного производства» и «производство изделий микро- и наноэлектроники», Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе — «эксплуатация средств измерения», Гомельский государственный химико-технологический колледж — «лабораторный анализ».

Еще в этом году расширяются возможности поступить в колледж по целевому направлению. На все специальности можно устанавливать долю целевого набора до 50 %, а на специальности сфер здравоохранения и сельского хозяйства — до 60 %. Ребята могут уже сейчас выбрать организацию, в которой в дальнейшем хотели бы не только проходить практику и обучаться в тесной связке с этой организацией, но и продолжить свою трудовую деятельность. Для этого можно обращаться как в учреждение образования, так и на профильные предприятия. Кроме того, можно следить за проведением ярмарок целевой подготовки.


Календарный план

В этом году прием на уровень среднего специального образования пройдет 

с 20 июля по 3 августа — на бюджет, с 20 июля по 13 августа — на платное. Речь о тех, кто поступает после 9-го класса. 

Для одиннадцатиклассников сроки следующие: с 20 июля по 6 августа — бюджет, с 20 июля по 13 августа — платная форма.

Прием документов в колледжи на уровень профессио­нально-технического образования пройдет с 15 июня до 23 ав­густа. Учреждения образования могут продлить прием на специальности ПТО до 15 сентября, если учебные группы будут укомплектованы не полностью.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter