С популярным сериалом не все просто

За кого мотаешься?

В минувшем месяце на вершину сериальных рейтингов взлетела российская криминальная драма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Фильм об уличных молодежных группировках конца 80‑х годов прошлого века. Сейчас эту жестокую, мягко говоря, картину превозносят до небес, нахваливая ее за аутентичность атмосферы позднего СССР, точное попадание в образы и прекрасное воссоздание хулиганского жаргона. А я хорошо помню, каким шоком для нас, советских людей, стала в те времена статья журналиста Юрия Щекочихина в «Литературной газете». Талантливый расследователь в своей яркой манере живописал преступный мир Казани, заодно присвоив ему термин «казанский феномен». Выяснилось, что в этом городе чуть ли не каждый день происходят массовые драки — подростки кроваво «делят асфальт», то есть бьются район на район, улица на улицу ради мифической «чести». Об этом, собственно, и кино.

Теперь оно бьет рекорды популярности, причем не только по просмотрам. Происходящее в сериале активно пытаются реконструировать современные подростки. Сначала они приходят к родителям с большими глазами и вопрошают, правда ли все то, что показывается в фильме. Затем начинают сыпать словечками из него. А потом пробуют копировать поведение героев «новой «Бригады», как уже окрестили фильм восторженные рецензенты.

Но чем восторгаться‑то? Признаться, лично я с трудом заставил себя посмотреть пару серий. Как раз потому, что даже краешком сознания не хочу возвращаться в те времена, о которых не вспомню ничего хорошего. Да, «казанский феномен» процветал не только в Казани. И в Ленинграде, и в Тамбове, и во Львове, и у нас, в Минске, шлялись по улицам ватаги юных бездельников, вытрясавших мелочь у младших школьников, задиравших девчонок и избивавших чужаков. Потом в эту среду проникали алкоголь и наркотики, и дорожки молодых лоботрясов расходились: кто отправлялся в тюрьму, а кто и в могилу. Затем именно из этих группировок вырастал уже «взрослый» криминал, с вымогательством, разбоями и стрельбой в ресторанах. Вот этот безобразный нарыв на теле общества, превратившийся уже в болезненную язву, нашей правоохранительной системе пришлось решительно удалять в 1990‑е годы. Какие уж тут восторги…

Не мне одному кажется крайне тревожным сигналом тот факт, что жаргонная фраза из далеких 1980‑х зазвучала и в наше время. «Чушпан, за кого мотаешься?» — то есть «ботаник, маменькин сынок, в какую группировку входишь?» 
На днях после этой фразы своими сверстниками был убит подросток на остановке в Иркутске. В пермском ЦУМе молодой человек избил мужчину после того, как тот назвал его чушпаном. Наконец в российском городе Сарманово появилась сеть телеграм‑каналов, названных в честь казанских группировок. 
В них подростки назначают сходки, а потом публикуют видео со столкновениями «стенка на стенку» якобы «за контроль над районом». Пришлось вмешаться даже главе Татарстана. Рустам Минниханов заявил о «романтизации периода истории нашей страны, связанного с появлением подростковых группировок». И добавил: «Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. И вообще, мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы…»

И вот тут, наверное, самое время задуматься: а кто сейчас заинтересован в подобной романтизации молодежного бандитизма? Если разобраться, стремительно набравший силу криминал на закате СССР был ударом в спину шатающемуся колоссу. И нашему контингенту в Афганистане. Возвращавшиеся оттуда молодые дембеля или сами встраивались в ряды преступников, или вступали с ними в смертельные схватки. Хрен редьки не слаще, в любом случае происходила криминализация общества, бандитский беспредел — наряду с экономическими и политическими проблемами — захлестывал страну. 
Вряд ли у сотен тысяч молодых негодяйчиков хватило ума самим организоваться во множество банд по всему огромному Союзу. Этот процесс явно был срежиссирован. Причем извне. Поэтому одной из причин возникновения подростковых шаек (вместе с духовными, урбанистическими, экономическими и идеологическими) называют чей‑то внешний замысел и управление. Понятно чей.
А теперь вернемся в наше время. Впереди 2024 год — время выборных турбуленций в России. Надежда, что ситуацию расшатают навальные, белоленточники и прочие либераствующие маргиналы, окончательно рухнула. Не является ли попытка воскресить почивший дух массового уличного бандитизма тем самым последним козырем, которым пытаются взорвать общественное спокойствие в России? Конечно, меня можно обвинить в излишней конспирологии, но уж слишком внезапно вырвался в массы злополучный сериал. Слишком слаженно его принялась нахваливать армия рецензентов. Слишком активный отклик нашел он и в умах подростков, жадных до утверждения лидерства кулачными методами.

Нам бы тоже следовало подумать, какие примеры для подражания обязательно попытаются вложить в головы нашей молодежи накануне важных электоральных кампаний.

Продолжение, несомненно, последует.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter