— Он вдохновлен несколькими юбилейными поводами и сложился в раздумьях об истории и современности, о диалоге эпох и стилей, о том, что является стержневым и развивается пластично с течением времени, — говорит ректор Белорусской государственной академии музыки Елена Куракина.
Юбилейный пятый фестиваль нынче совпал с юбилеем самой Академии. В 1932 году появилась на свет Белорусская государственная консерватория. У нее еще не было нынешнего здания, которое было построено в 1958 году, но все, что нынче называется Академией музыки, было заложено еще тогда и непрерывно развивается с перерывом на Великую Отечественную войну. Но и в военные годы консерватория в духовном смысле жила и действовала. В мыслях ее детей, доблестно воевавших на фронтах. В мыслях ее отцов, влившихся во фронтовые бригады.
И все это совпало с Годом исторической памяти. А для консерваторцев, помимо общенационального, память имеет еще и особенный смысл. Память о педагогах. О тех, кто «вторая мать» и «второй отец», даже если об этом не говорится вслух. Память о педагогах своих педагогов. О тех гигантах, на плечах которых прочно и твердо стоит современная музыкальная культура Беларуси.
— И все эти поводы и смыслы сложились в выразительный содержательный контур V Пасхального фестиваля, который имеет свое собственное название: «Прошлое, современность, будущее: диалог времени», — говорит Елена Куракина.
Любопытно, что у каждого концерта фестиваля есть свое название, которое складывается из трех символических категорий.
— Каждый концерт фестиваля обращен к той или иной грани времени и культурной памяти, которая спроецирована на настоящем моменте. Каждый концерт — это творческое размышление о духовности и одухотворенности, о красоте и гармонии, об энергии юности и плодотворной силе традиции, о том, как в настоящем соприкасается прошлое и будущее, — красивее и яснее, чем это выразила Елена Викторовна, точно не скажешь.
Первый концерт, раскрывающий формулу «Прошлое, традиция, современность». И это не просто концерт инструментальной музыки, как обозначили его организаторы, а концерт, посвященный идее совместного музицирования. В нем не было одиноких солистов, не было «гениев и толпы».
Студенческий симфонический оркестр
Скрипачка Полина Черневская, дирижер Юрий Караваев
Начали с молитвы всех музыкантов — с Баха, двойной скрипичный концерт ре минор. Студенческий симфонический оркестр Белорусской государственной академии музыки под управлением Юрия Караваева, соло на скрипках — старшие преподаватели кафедры струнных смычковых инструментов Полина Черневская и Мария Пищик.
А дальше прозвучали три произведения трех главных классиков советской музыки — Прокофьева, Мясковского, Шостаковича. Не знаю, как вы, а я вижу в этом нечто глубоко символичное. Консерватория явно расставила свои приоритеты.
Сначала студенческий струнный квартет в составе Святослава Рачевского, Марии Бортновской, Полины Прокопчик и Елизаветы Лаппо (класс старшего преподавателя кафедры камерного ансамбля Станислава Валерьевича Петченко) исполнил первую часть Тринадцатого квартета Николая Мясковского.
Студенческий струнный квартет
Участники квартета скрипачи Святослав Рачевский и Мария Бортновская
Участница квартета альтистка Полина Прокопчик
Участница квартета виолончелистка Елизавета Лаппо
При этом вспомнили, что квартеты в консерватории были всегда, с самого дня ее основания. Вспомнили замечательный квартет, созданный виолончелистом Николаем Семеновичем Щербаковым. Этот коллектив в составе Юрия Гершовича, Павла Володарского, Виктории Баткиной и Николая Щербакова тридцать лет был флагманским коллективом Союза композиторов БССР и первым исполнителем многочисленных сочинений наших белорусских классиков.
Затем студенты Юрий Титов и Екатерина Гринь (класс профессора кафедры камерного ансамбля Галины Владимировны Некрасовой) исполнили первую и вторую часть сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева. И это был повод вспомнить давно ушедших замечательных камерных исполнителей — флейтиста Степана Сизко, пианиста Юрия Корсака и многих других, заложивших традиции камерного исполнительства в нашей академии музыки.
Флейтист Юрий Титов и пианистка Екатерина Гринь
И, наконец, финал-апофеоз: концерт для трубы, фортепиано и струнного оркестра Дмитрия Шостаковича в исполнении студенческого камерного оркестра Белорусской государственной академии музыки под управлением Вячеслава Ларина и солистов — студента второго курса Артема Тихонова (класс старшего преподавателя кафедры медных, духовых и ударных инструментов Дмитрия Константиновича Чеховского) и студентки пятого курса Ксении Хотылевой (класс заведующего кафедрой специального фортепиано, доцента Владимира Андреевича Дулова).
Пианистка Ксения Хотылева
Я зареклась давать оценки, но исполнение было фееричным.
Сегодняшний концерт лауреатов специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи под формулой «Образ, вдохновение, будущее».
— Это кульминация нашего фестиваля, и, конечно же, этот концерт обращен к идее будущего, — говорит Елена Куракина.
И завершится фестиваль концертом хоровой музыки под идеями «Вечность, духовность, наследие».
Студенческий камерный оркестр Белорусской академии музыки