«Выражение радости силами молодых музыкантов»: в Белорусской академии музыки открылся V Пасхальный фестиваль

Творческий проект "V Пасхальный фестиваль" стартовал в Белорусской государственной академии музыки накануне. Его организаторами выступили Белорусская государственная академия музыки при поддержке Министерства культуры и специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.


Этот фестиваль особенный и имеет свой неповторимый облик.

— Он вдохновлен несколькими юбилейными поводами и сложился в раздумьях об истории и современности, о диалоге эпох и стилей, о том, что является стержневым и развивается пластично с течением времени, — говорит ректор Белорусской государственной академии музыки Елена Куракина.

Юбилейный пятый фестиваль нынче совпал с юбилеем самой Академии. В 1932 году появилась на свет Белорусская государственная консерватория. У нее еще не было нынешнего здания, которое было построено в 1958 году, но все, что нынче называется Академией музыки, было заложено еще тогда и непрерывно развивается с перерывом на Великую Отечественную войну. Но и в военные годы консерватория в духовном смысле жила и действовала. В мыслях ее детей, доблестно воевавших на фронтах. В мыслях ее отцов, влившихся во фронтовые бригады.

И все это совпало с Годом исторической памяти. А для консерваторцев, помимо общенационального, память имеет еще и особенный смысл. Память о педагогах. О тех, кто «вторая мать» и «второй отец», даже если об этом не говорится вслух. Память о педагогах своих педагогов. О тех гигантах, на плечах которых прочно и твердо стоит современная музыкальная культура Беларуси.

— И все эти поводы и смыслы сложились в выразительный содержательный контур V Пасхального фестиваля, который имеет свое собственное название: «Прошлое, современность, будущее: диалог времени», — говорит Елена Куракина.

Любопытно, что у каждого концерта фестиваля есть свое название, которое складывается из трех символических категорий.

— Каждый концерт фестиваля обращен к той или иной грани времени и культурной памяти, которая спроецирована на настоящем моменте. Каждый концерт — это творческое размышление о духовности и одухотворенности, о красоте и гармонии, об энергии юности и плодотворной силе традиции, о том, как в настоящем соприкасается прошлое и будущее, — красивее и яснее, чем это выразила Елена Викторовна, точно не скажешь.

Первый концерт, раскрывающий формулу «Прошлое, традиция, современность». И это не просто концерт инструментальной музыки, как обозначили его организаторы, а концерт, посвященный идее совместного музицирования. В нем не было одиноких солистов, не было «гениев и толпы».

Студенческий симфонический оркестр

Скрипачка Полина Черневская, дирижер Юрий Караваев

Начали с молитвы всех музыкантов — с Баха, двойной скрипичный концерт ре минор. Студенческий симфонический оркестр Белорусской государственной академии музыки под управлением Юрия Караваева, соло на скрипках — старшие преподаватели кафедры струнных смычковых инструментов Полина Черневская и Мария Пищик.   

А дальше прозвучали три произведения трех главных классиков советской музыки — Прокофьева, Мясковского, Шостаковича. Не знаю, как вы, а я вижу в этом нечто глубоко символичное. Консерватория явно расставила свои приоритеты.

Сначала студенческий струнный квартет в составе Святослава Рачевского, Марии Бортновской, Полины Прокопчик и Елизаветы Лаппо (класс старшего преподавателя кафедры камерного ансамбля Станислава Валерьевича Петченко) исполнил первую часть Тринадцатого квартета Николая Мясковского.

Студенческий струнный квартет

Участники квартета скрипачи Святослав Рачевский и Мария Бортновская

Участница квартета альтистка Полина Прокопчик

Участница квартета виолончелистка Елизавета Лаппо

При этом вспомнили, что квартеты в консерватории были всегда, с самого дня ее основания. Вспомнили замечательный квартет, созданный виолончелистом Николаем Семеновичем Щербаковым. Этот коллектив в составе Юрия Гершовича, Павла Володарского, Виктории Баткиной и Николая Щербакова тридцать лет был флагманским коллективом Союза композиторов БССР и первым исполнителем многочисленных сочинений наших белорусских классиков.

Затем студенты Юрий Титов и Екатерина Гринь (класс профессора кафедры камерного ансамбля Галины Владимировны Некрасовой) исполнили первую и вторую часть сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева. И это был повод вспомнить давно ушедших замечательных камерных исполнителей — флейтиста Степана Сизко, пианиста Юрия Корсака и многих других, заложивших традиции камерного исполнительства в нашей академии музыки.

Флейтист Юрий Титов и пианистка Екатерина Гринь

Флейтист Юрий Титов

И, наконец, финал-апофеоз: концерт для трубы, фортепиано и струнного оркестра Дмитрия Шостаковича в исполнении студенческого камерного оркестра Белорусской государственной академии музыки под управлением Вячеслава Ларина и солистов — студента второго курса Артема Тихонова (класс старшего преподавателя кафедры медных, духовых и ударных инструментов Дмитрия Константиновича Чеховского) и студентки пятого курса Ксении Хотылевой (класс заведующего кафедрой специального фортепиано, доцента Владимира Андреевича Дулова).

Пианистка Ксения Хотылева

Я зареклась давать оценки, но исполнение было фееричным.

Сегодняшний концерт лауреатов специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи под формулой «Образ, вдохновение, будущее».

— Это кульминация нашего фестиваля, и, конечно же, этот концерт обращен к идее будущего, — говорит Елена Куракина.

И завершится фестиваль концертом хоровой музыки под идеями «Вечность, духовность, наследие».

Студенческий камерный оркестр Белорусской академии музыки

juliaandr@gmail.com      

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter