Второй раунд

Стоит ли Беларуси участвовать в договоре «Киото-2»?

Стоит ли Беларуси участвовать в договоре «Киото-2»?

Изменение климата – проблема не местечковая, она касается всей планеты. Для противостояния общей угрозе в 1997 году был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он вступил в силу в 2005 году и предполагал выполнение присоединившимися к нему странами обязательств по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов. Первый период обязательств по протоколу закончился 31 декабря 2012 года. Что дальше?

Будущее этого глобального международного соглашения решалось на 18-й конференции сторон РКИК и 8-м совещании сторон Киотского протокола, которые проходили с 26 ноября по 7 декабря 2012 года в Дохе — столице Катара. Белорусская делегация, включавшая представителей МИД, Минприроды и национальных экспертов, также приняла в них участие.

— Беларусь была полноценным участником первого этапа Киотского протокола, однако не успела ратифицировать взятые на себя количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов, — сообщил менеджер проекта Программы развития ООН Александр Гребеньков. — Из-за этого мы в отличие, например, от соседней Украины не смогли продавать другим странам наши “лишние” квоты на выбросы парниковых газов. Тем не менее на состоявшейся год назад конференции сторон РКИК была закреплена возможность финансирования из различных фондов внедрения в странах с переходной экономикой технологий, снижающих выбросы парниковых газов. Беларусь тоже к ним относится.

А на конференции в Дохе было принято решение, что страны с переходной экономикой смогут также финансировать и передавать технологии для снижения выбросов парниковых газов в развивающиеся страны на добровольной основе. На переговорах белорусская делегация выступила единой командой с Россией, Украиной и Казахстаном. Это позволило получить результаты, которые важны для нашего государства, считают специалисты.

— Основные мировые эмитенты парниковых газов не брали на себя обязательства по снижению выбросов ни на первом этапе Киотского протокола, ни на втором, — отметил директор департамента по гидрометеорологии Минприроды Олег Максюта. — Фактически во время переговорного процесса речь шла о том, что во втором этапе реализации международного договора хотят участвовать Евросоюз, Австралия и страны с переходной экономикой — Беларусь, Россия, Украина и Казахстан. В мировом объеме выбросов парниковых газов их доля составляет всего 15 процентов, тогда как на развивающиеся страны, не берущие на себя обязательства по снижению выбросов, приходится 55 процентов.

В любом случае Беларусь намерена выполнить свои обязательства по Киотскому протоколу: к 2020 году количество выбросов углекислого газа в эквиваленте должно снизиться на 8 процентов по сравнению с базовым 1990 годом. По словам Олега Максюты, еще до конференции в Дохе белорусская сторона вела переговоры с тремя фирмами, чтобы в 2013 году приступить к торговле квотами. Но будет ли чем торговать? Дело в том, что в результате переговоров в Дохе не удалось добиться переноса квот с первого этапа Киотского протокола на второй.

Подковерная борьба

Специалисты не спешат с окончательными выводами относительно целесообразности участия нашей страны в “Киото-2”.

— Несмотря на категорические возражения делегаций Беларуси, России, Украины и Казахстана, по предложению малых островных государств, которые находятся под угрозой физического исчезновения, на конференции было принято решение об установлении странам ежегодной квоты на выбросы парниковых газов, не превышающей среднегодовой уровень 2008—2010 годов, — пояснил заместитель начальника главного управления многосторонней дипломатии — начальник управления экономического сотрудничества и устойчивого развития Министерства иностранных дел Юрий Ярошевич. — Наши оценки показывают, что это не позволит Беларуси участвовать в торговле квотами, у нас просто не будет излишков. Мы разделяем позицию России и Украины по поводу того, что во время конференции имело место нарушение процедуры, и полагаем, что принятые решения существенно изменяют правила имплементации Киотского протокола. Эта ситуация требует адекватного реагирования, продуманных и взвешенных действий, в том числе в контексте интересов нашей страны.

Эксперты озабочены еще и тем, что некоторые развивающиеся страны, поставляющие в атмосферу гораздо больше парниковых газов, чем Беларусь, и вовсе не берут на себя обязательства по снижению выбросов. А в условиях конкуренции за рынки сбыта это способствует их экономическому росту и снижает конкурентоспособность Беларуси.

Дело движется

Однако такого рода сомнения не должны повлиять на общую политику снижения энергоемкости белорусской экономики и количества выбросов в атмосферу. По словам начальника отдела по изучению климата Республиканского гидрометеорологического центра Павла Шерманова, в нашей стране проводится весь спектр работ, необходимых для противодействия изменению климата. Это отвечает как международным обязательствам, так и интересам Беларуси. Создана Госкомиссия по проблемам изменения климата, принята и реализована Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008—2012 годы. Павел Шерманов подчеркнул, что проект новой программы на ближайшие годы уже подготовлен и передан на утверждение в Совет Министров.

Специалист также рассказал, что в Минприроды ведется объемная работа по разработке и согласованию проектной документации по сокращению выбросов парниковых газов. В частности, в прошлом году министерство рассмотрело и выдало четыре письма-поддержки по проектным заявкам, которые позволят снизить эмиссию углекислого газа в атмосферу.

Первый проект касается внедрения когерационной установки мощностью 17,6 МВт и установки котлоагрегатов на древесных отходах на РУП “Завод газетной бумаги”. Это позволит снизить выбросы углекислого газа на 77 тысяч тонн. Второй проект — строительство Полоцкой ГЭС мощностью 22 МВт — представлен Минэнерго и предусматривает ежегодное сокращение выбросов на 44 тысячи тонн.

Интересный проект по сбору метана и выработке электроэнергии на полигонах твердых бытовых отходов в Бресте, Пинске и Барановичах предложил Брестский облисполком. Его реализация позволит сократить парниковые выбросы на 84 тысячи тонн в год. Четвертый проект (под эгидой Минлесхоза) связан с восстановлением торфяников и сулит суммарное сокращение выбросов на 773 тысячи тонн углекислого газа в эквиваленте.

В Дохе участники конференции сторон РКИК проголосовали за продление действия Киотского протокола до 2020 года. Станет ли Беларусь участницей “Киото-2”? Вопрос пока остается открытым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter