«На лоджии слушаю пение птиц»: как находят дружбу и любовь в домах-интернатах для пожилых

Второй дом мудрого возраста

До 1 июля все дома-интернаты для пожилых в Беларуси переименуют в социальные пансионаты. В последние годы заметно меняется отношение к учреждениям, где люди проводят осень своей жизни. В каждом регионе есть интернаты, где созданы отделения, блоки или маломестные комнаты повышенной комфортности. Наши журналисты заглянули в два таких места и познакомились с постояльцами.

В столовую за общением

В дом-интернат для престарелых и инвалидов «Комфортная жизнь», что под Минском, мы приехали к обеду. В просторном светлом холле постояльцы присели на диванчики. Ожидают приглашения в столовую, откуда плывут приятные запахи. Обращаю внимание, что в холле до сих пор стоит новогодняя елка.

Пробовали убрать, но наши девочки и мальчики протестуют, — с улыбкой встречает директор Юлия Дударенок. — У многих пожилых зеленая красавица ассоциируется с праздником, положительными эмоциями и детством. Мы идем навстречу: оставляем, пусть радуются.

Юлия Дударенок.

Бабушка в цветастом платочке, опираясь на палочку, с интересом посматривает на гостей. Это самая старшая постоялица — 91‑летняя София Алексеевна Духовник. Она, по словам директора, активная посетительница молитвенной комнаты, которую здесь открыли в прошлом году. София Алексеевна поняла, что о ней идет речь, и приветственно замахала рукой.

София Духовник.


Через стеклянные перекрытия видно, как на втором этаже остановился в растерянности пожилой мужчина.

Здравствуйте, Афанасьевич! — подбегает к нему санитарка Нелли Евгеньевна, помогает пройти к лифту и шутит: — Вы так загадочно улыбаетесь, наверное, покушать собрались?

Александр Афанасьевич страдает деменцией. Выйдет из комнаты в столовую, а по дороге забудет, куда шел. Теряет зарядки, телефон. Может в задумчивости простоять целый час, пытаясь вспомнить, что ему нужно делать.


Миниатюрная пожилая леди в макияже и элегантном беретике садится за стол вместе с таким же интеллигентным мужчиной и аккуратно раскладывает приборы.

— Ираида Васильевна и Анатолий Степанович в нашем интернате познакомились и подружились, — комментирует директор. — Сдружились, сблизились. Они почти неразлучны. Ходят вместе на прогулки, кино смотрят в актовом зале.

Дом-интернат «Комфортная жизнь» рассчитан на 65 мест. Но из-за того, что он открылся не так давно, пока полностью не заполнен — здесь проживает 47 человек. В обычном доме-интернате бывает, для сравнения, находится 500 человек.
Комнаты рассчитаны на одного, максимум двух постояльцев. В каждом жилом помещении есть санузел, а на этаже — мини-прачечная. Эстетика соседствует с функциональностью. В четырех­этажном здании работает панорамный лифт, на лестницах установлены три электрических подъемника. Помещения оборудованы поручнями, на переходах — пониженные бордюры. Все это позволяет беспрепятственно перемещаться физически ослаб­ленным людям.
Реализовать их потребности помогает и продуманный подбор контингента: вместе с пенсионерами в доме-интернате живут инвалиды молодого возраста. Сил у них побольше, и они с удовольствием помогают пожилым.

Нити судеб

Знакомство с проживающими проходит на одном дыхании. Люди охотно рассказывают свои истории. Высокий статный пенсионер Николай ­Антонович Жуковец, приглашая к себе, сразу представляется: он ветеран уголовного розыска. С гордостью листает альбом с фотографиями сослуживцев, книгу о них, а затем зычным голосом (и в 84 года чувствуется выправка человека в погонах!) оценивает здешние условия:

Николай Жуковец.

— Все хорошо. Только мне общения не хватает. Это из-за того, что людей здесь совсем немного. Недавно нашел себе компанию: кандидата сельскохозяйственных наук и режиссера театра. И товарищи, спасибо, навещают, и родня.

Самое главное — адаптироваться. Ведь людям, которые привыкли ко всему домашнему, бывает нелегко перестроиться к четкому распорядку дня. Здесь все по расписанию, а каждому новичку уделяется повышенное внимание.

«Хрустальная девочка»

Тамара Симуткина в прошлом фармацевт. Когда вышла на пенсию, с ней случилась беда — сломала шейку бедра. Сустав врачи соединили, но развилась сильная хрупкость костей. Любое неосторожное движение или падение — и травму исправить будет нельзя.

Тамара Симуткина.

— Квартира у меня в обычной хрущевке, — рассказывает Тамара Николаевна. — Дверные проемы узкие: коляска не проедет, ходунки с трудом продвинуть можно. Пороги везде, лифта в доме нет. Вот попробовала я самостоятельно погулять по улице, поскользнулась — и кричу проходящей мимо женщине: «Спасайте!» Та, слава Богу, успела меня подхватить. Здесь, в интернате, даже психологически спокойнее: все оборудовано для таких, как я, «хрустальных девочек». Одна низкая душевая ­кабина со специальным стульчиком чего стоит! Ходунки под боком, персонал. Не выходя из комнаты, можно подышать свежим воздухом — я на лоджии слушаю пение птиц.
Колясочницу Светлану Онегину застаем в комнате с чашкой кофе. Она поглядывает на лес через высокие панорамные окна. Вид из них открывается сказочный, умиротворяющий. Ведь расположен интернат в экологически чистой зоне — в сосновом бору, на берегу озера.
Светлане Михайловне на днях исполнится 70. Из-за сахарного диабета у нее ампутированы обе ноги. Но она каждый день в любую погоду выезжает на прогулку. Говорит, быть бойцом по жизни ее научило многолетнее управление бизнесом. При любых обстоятельствах надо сохранять активность. Женщина не одинока — есть сын и дочь. Почему же она здесь?

Артем Коморец и Светлана Онегина.

— Дети за мной ухаживали, — с болью в голосе рассказывает Светлана Михайловна. — Ни слова раздражения или жалобы от них не слышала. Но видеть, как они жертвуют собой в ущерб работе и семьям, просто невыносимо. Не могу быть обузой! Нашла информацию об этом интернате и стала оформлять ­документы.

Светлана Михайловна не жалуется на дефицит общения. В комнате есть вайфай, по видеосвязи разговаривает с близкими и подругами, ее регулярно навещают. Но больше всего любит гулять.

— Места эти мне почти родные: рядом была дача, — объясняет.

Для таких активных, как Светлана Михайловна, в доме-интернате прекрасная территория. Есть площадка с тренажерами, дорожки для ходьбы и велопарковка. Среди других развлечений предлагают шашки, шахматы, бильярд. Осенью постояльцы интерната ездили на экскурсию в музей истории Великой Отечественной войны и посещали Национальную школу красоты. Востребованы кружки по рукоделию, уходу за комнатными и садовыми растениями.


Мечты о море

В художественной студии под высоченными потолочными сводами идет кружок рисования. Старательно макают кисти в акварель Елена и Костя Тюхай. Они семейная пара. У обоих выраженная степень ДЦП и инвалидность I группы. Поженились, когда жили в интернате в другом городе. И то, что их в 2021 году перевели сюда, обоих очень радует. Супругов поселили в одной комнате. А дальше их ждали сюрпризы. Во время акции «От всей души», инициированной ­­Президентом, в интернат приехал министр внутренних дел Иван Кубраков. Услышав о том, что Лена никогда не видела море и мечтает услышать плеск его волн, организовал супругам путевку в Туапсе. В мае они туда поедут.

Елена и Константин Тюхай.
Молитвенная комната — еще одно место коллективного и индивидуального времяпрепровождения. Ее открыли не так давно, но она уже снискала популярность у постояльцев. Многие здесь впервые научились молитвам. Таинства причастия и исповеди проводит священнослужитель.
Елена Тюхай торжественно сообщает мне, что она больше всех знает молитв наизусть. В подтверждение читает мне их громко и завершает с придыханием: «Слава Богу за все!»

ЦИФРЫ

Сегодня в стране работает 82 дома-интерната для пожилых и инвалидов, а также 63 отделения круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения. В них проживает более 20 тысяч человек, из которых 90 процентов имеют инвалидность. Очереди на размещение нет. Все нуждающиеся обеспечены местами.

ЦИТАТА

Екатерина Коледа, начальник главного управления социального обслуживания и социальной помощи Минтруда и соцзащиты:

— Определение в дом-интернат — это крайняя мера. Сегодня в стране активно развиваются стационарозамещающие формы социального обслуживания, которые позволяют создать условия для проживания пожилых граждан и инвалидов дома, в привычной для них обстановке. Речь идет об оказании соцуслуг на дому, присмотре и дневном уходе в ТЦСОН, соцобслуживании в замещающей семье, а также организации ухода за инвалидами I группы или лицами, достигшими 80‑летнего возраста, с выплатой пособия.

Специальные жилые помещения в домах-интернатах дают гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также инвалидам I и II группы, нуждающимся в постоянном уходе или посторонней помощи, бытовом обслуживании и медпомощи.

Одиноким гражданам специальные жилые помещения и комплекс соцуслуг предоставляются на условиях гособеспечения. Для тех, у кого есть трудоспособные члены семьи либо другие лица, обязанные по закону их содержать, проживание платное — по установленным тарифам. Ориентировочная месячная стоимость проживания в доме-интернате общего типа составляет 852 рубля, в доме-интернате психоневрологического профиля — 792 рубля. К лицам, обязанным по закону содержать пожилых, относятся совершеннолетние дети, супруги и родители, не являющиеся инвалидами I или II группы и не достигшие общеустановленного пенсионного возраста.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter