Беларусь полностью обеспечит себя продукцией растениеводства

Всё своё

Наши недруги, а иногда и просто недалекие обыватели любят критиковать политику государства в области сельского хозяйства, мол, зачем закапывать деньги в землю. Очень примитивная точка зрения: если бы власти, а это касается любой страны мира, не поддерживали своих сельхозпроизводителей, продовольствия было бы куда меньше и стоило бы оно совсем других денег. Раньше у подобных знатоков был еще один довод: в мире всего хватает, можно купить на международном рынке. Правда, умалчивалось, что для этого надо что-то продать и заработать валюту. Сейчас, когда даже в благополучных, сытых странах опустели полки магазинов, а обыватели дерутся за пачку муки и бутылку масла, разговорчики притихли. Даже ярые оппоненты вынуждены признать правоту Александра Лукашенко, который не раз говорил, что надо иметь все свое. И у нас давно в достатке основных продуктов питания. Но так было далеко не всегда.

Фото из архива sb.by

Взглянем на вехи укрепления продовольственной безопасности суверенной Беларуси.

В советское время Беларусь собирала 6—7 миллионов тонн зерна. В основном оно шло на корм скоту. Продовольственное завозили из других республик. После распада СССР мы почувствовали, что такое разрушение прежних связей. Александр Лукашенко не раз вспоминал, что после избрания его Президентом в 1994 году в Минске муки оставалось всего на три дня. На первых порах у молодой Республики Беларусь просто не хватало ресурсов, чтобы поддерживать свое сельское хозяйство.

Заместитель генерального директора НПЦ НАН по земледелию Эрома Урбан вспоминает: в 1995 году было внесено только 109 килограммов действующего вещества минеральных удобрений на гектар — это более чем в 2,5 раза меньше, чем в конце 1980-х. Урожайность зерновых и валовые сборы с каждым годом снижались и в 1999 году опустились до рекордно низкого уровня — 3,64 миллиона тонн зерна при средней урожайности 15 центнеров с гектара. 

Да, тогда выдержали. Что-то закупили за рубежом, где-то ужались, хватило людям и домашним животным. Но здесь, как мне кажется, и есть та точка отсчета той поистине титанической работы, которую Президент инициировал, а потом и жестко конт­ролировал, по возрождению, дальнейшему развитию крупнотоварного сельхозпроизводства. Итоги зримы: уже в 2002 году собрали почти 6 миллионов, в 2004-м — более 7 миллионов, затем несколько раз преодолевали рубеж в 9 миллионов тонн зерна. В этом году Президент поставил задачу снова выйти на такую цифру. Чтобы она стала реальностью, есть все ресурсы. Удобрений больше прошлогоднего на треть, государство в очередной раз поддержало сельчан в ремонте техники, обеспечении топ­ливом и всем необходимым. 



Очень важен и такой аспект: мы выращиваем не только фуражное зерно, но и полностью закрывает потребности людей в продовольственном, производим из него самый разно­образный шлейф продуктов.

Заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Вадим Побединский рассказал, что госзаказ на зерно — 811 тысяч тонн. Этого количества достаточно, чтобы полностью обеспечить население хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также мукой и крупой. При необходимости с учетом складывающейся обстановки он может быть скорректирован в сторону увеличения. Госзаказ по культурам: пшеница — 530 тысяч тонн, рожь — 186 тысяч, ячмень — 20 тысяч, овес — 36 тысяч, гречиха — 30 тысяч, просо — 10 тысяч. 

2020 год был относительно хорошим для сельского хозяйства: в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах собрали 1 миллион 46 тысяч тонн ржи. 2021-й стал неблагоприятным. Поэтому урожай скромнее — 845 тысяч тонн. Как видим, в любом случае этой культуры на продовольствие всегда хватает с избытком. По пшенице этот показатель — 2 миллиона 754 тысячи тонн и 2 миллиона 441 тысяча соответственно. Тоже производим больше, чем съедаем.

Раньше существовало мнение, что достойного зерна пшеницы, пригодного для хлебопечения, вырастить в условиях Беларуси невозможно. Однако благодаря селекционному прогрессу созданы отечественные сорта озимой и яровой пшеницы высокого качества, а также разработаны и внедрены соответствующие технологии их возделывания, которые обладают уникальной адаптивностью к нашим почвенно-климатическим условиям.
Причем если на рубеже веков наша страна еще завозила часть продовольственной пшеницы, так как своя не вся подходила для выпечки хлебобулочных изделий из-за недостатка клейковины, то сейчас уже много лет у нас достаточно своей такой пшеницы.
Из крупяных культур наибольшей популярностью пользуется гречиха. Чтобы полностью обеспечить себя ею, надо производить в год, как указывалось выше, 30 тысяч тонн. В 2020 году при урожайности 10,3 центнера с гектара собрали 28,3 тысячи тонн. Близко к потребности. Из России пришлось завезти совсем немного. В 2021-м при 6,5 центнера с гектара получили только 20,1 тысячи тонн — две трети от потребности. В 2022 году под эту культуру отведено 31,7 тысячи гектаров. Даже при урожайности чуть меньше 10 центнеров с гектара можно собрать требуемое количество.


С 1971 по 2002 годы сахарная свекла в Беларуси занимала 45—55 тысяч гектаров. Этого было недостаточно, чтобы обеспечить производство сахара под полную потребность. Приходилось ввозить из-за рубежа и перерабатывать сахар-сырец из тростника. С выходом постановления Совета Министров от 13 февраля 2003 г. № 169 «О мерах по увеличению производства сахара из сахарной свеклы» площади под эту культуру расширили более чем до 100 тысяч гектаров. В результате страна не только полностью обеспечила себя сахаром из собственного сырья, но и сотни тысяч тонн его стала ежегодно экспортировать. В 2019-м с 96 тысяч гектаров было получено без малого 5 миллионов тонн сахарной свеклы. В России этой культуры собрали с избытком, цена сахара резко упала. На следующий год у нас снизилась закупочная цена, что привело к уменьшению посевных площадей до 85 тысяч гектаров. Валовой сбор в 2020 году был чуть более 4 миллионов тонн, в 2021-м — 3 миллиона 870 тысяч. Пропорционально уменьшилось и производство сахара. Хотя его по-прежнему хватало и себе, и на экспорт, но излишки, как говорится, подгребли. Поэтому в этом году площадь под сахарную свеклу увеличили до 98,5 тысячи гектаров. Чтобы собрать, как потребовал Президент, 5 миллионов тонн, урожайность должна быть чуть больше 500 центнеров с гектара. В предыдущие годы такой уже достигали. Значит, и этот рубеж нам под силу.
Александр Лукашенко 22 марта на совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ уделил особое внимание сахарной свекле. Он заявил, что свекла, как хлеб, соль и несколько других продовольственных позиций, является стратегическим товаром: «Вы видите, что сегодня за сахар идет вой­на. К счастью, только в магазинах».
Какая сегодня ситуация с семенами сладкого корня? Начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Николай Лешик рассказал, что на всю запланированную площадь требуется 118 тысяч посевных единиц (1 единица — 100 тысяч семян). Все они уже поставлены в нашу страну. Еще 19 тысяч единиц на стадии ввоза в Беларусь. Это страховой фонд для пересева в случае гибели части посевов от весенних заморозков. 

Из 5 миллионов тонн свеклы можно получить около 630 тысяч тонн сахара. В прошлом, неблагоприятном по погодным условиям году было 529 тысяч, из которых 346 тысяч пошло на внутренний рынок. Значит, мы всегда сможем обеспечить себя сахаром.

Все хорошо будет и с растительным маслом. 88 тысяч подсолнечного в прошлом году ввезли из России и только 7 тысяч — из Украины. Даже если от южных соседей не будет поставок, такое небольшое количество можно заменить российскими. Есть у нас и свой страховой резерв. В прошлом году Беларусь экспортировала 336 тысяч тонн рапсового масла. В случае необходимости можно чуть больше обычного оставить себе. 

Как видим, задачи, поставленные перед земледельцами страны, не сверхсложные. Такие валовые сборы основных культур у нас уже были. Надо просто в очередной раз сделать все по технологии. Тогда зерна будет достаточно на кормовые и пищевые цели, сахара и переработанного рапса — для внутреннего и внешнего рынков. Продавая излишки продукции растениеводства и животноводства, мы взамен без проблем будем покупать товары критического импорта. Но, согласитесь, вся страна будет спокойно жить, если уверена, что основные продукты всегда свои.

gedroiz@sb.by

Инфографика Елены Черной, «СГ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter