Жильцы бараков десятилетиями ждут перемен

Временное постоянство

В послевоенные годы бараки стали спасением для миллионов белорусов. Временные жилые квадратные метры возводились на месте превратившихся в руины городов. Потом начались эпоха промышленных строек, привлечение деревенского населения на новые производства, и вновь барачная архитектура выручала. К сожалению, “ничего нет более постоянного, чем временное”, для некоторых семей этот тип жилья остался основным и в ХХІ веке. Несмотря на многочисленные стройки, они до сих пор ютятся во временных зданиях полувековой давности. В современных бараках побывал корреспондент “НГ”.


Гомель. Улица Космическая. Уже само название будоражит фантазию. Но спустимся на землю. Одноэтажный многоквартирный дом № 8 выделяется между лесопарковой зоной и кварталом девятиэтажек. Нового жилья здесь ждут не одно десятилетие. Барак строился 55 лет назад как вещевой склад для воинской части Лещинец, но был перепроектирован под квартиры. Метраж сверхминимальный. Семья Абдуловых ютится на 24 квадратных метрах (это вся квартира). Хозяйка Татьяна встречает меня в прихожей-кухне, часть которой переделана в ванную:

— Горячей воды нет, туалет на улице. С большим трудом мы смогли добиться врезки в канализацию. И то не все квартиры. Некоторые даже не проявили интереса к комфорту.

Неинициативными были хозяева наркопритона. Про этих соседей жильцы дома № 8 не хотят вспоминать. Одно слово — сгинули. Жуткая была квартирка. На их жилплощадь поселили пенсионерку-погорельца, теперь весь барак наводнен кошками и неприятным запахом мочи. Здесь говорят, что бабушке в силу возраста тяжело ходить в туалет на улице, а в квартире “условий” нет.

Татьяна Багрова выросла в бараке, теперь по тому же пути идет ее маленький сын Егор. Молодая мама не скрывает эмоций в рассказе о собственном доме:

— Сколько себя помню, нас все время обещали снести и расселить: в советское, постсоветское время. Теперь уже говорят, что новые квартиры выделят к 2020-му. Пока за это убожество мы платим коммунальных платежей более 100 рублей. Представляете, за квартиры в 24 квадратных метра такую сумму! В основном за электричество, так как греем воду в бойлерах.

У “космического” барака есть шанс героически погибнуть. На его месте запланирован новый квартал. Но все ли доживут до светлого будущего? Один из активных борцов за улучшение местных жилищных условий пенсионер Николай Лукашов скончался в прошлом году.

Совсем другая история у “времянок” на окраине Гомеля — в поселке Юбилейный. Дома, сложенные из шпал, не запланированы под снос. Возле железной дороги стоят 4 барака. Местные жители утверждают, что их после войны строили пленные немцы. С тех пор капитальный ремонт не проводился. Здесь живут 20 семей, две из них многодетные. Названия у тупиковой улицы нет, только номера бараков: 2, 3, 4... На столбе висит ржавый фонарь. Две встречающие меня местные жительницы с грустью замечают:

— Не горит уже который год. Сколько ни жаловались, не заменили. Так и ходим в темноте.

Бараки были на балансе республиканского треста “Белтрансстрой”. С 2002 года закреплены за строительно-монтажным поездом 716. Жительница барака № 2 Любовь Костюкова уверена, что о людях просто забыли:

— К кому ни обратишься, нет ответственного. За дома отвечает СМП-716, за землю — Улуковский сельисполком.

Проблем хватает. Не замечает их только маленький Саша. Он уверенно прыгает со старинного крыльца на детскую веломашинку. Какие там коммунальные неурядицы? Весна! Тепло! Детство!


Барачный быт несладок. Но иногда от жалоб “попахивает” банальным иждивенчеством. Везде подход один: пусть государство придет и сделает. Крыша прохудилась — звоним в ЖКХ. Окно выпадает — давай капремонт.

Через дорогу — частный дом. Фактически с теми же условиями проживания. Там хозяин сам ремонтирует забор, стену, греет воду. Там никто никому не обязан. Вспоминаю историю из своего жизненного опыта. Каждый год с отцом смолили крышу в собственном доме, чтобы ни капельки на чердак не просочилось. Тем временем мой знакомый из барачного домика с соседней улицы целый год требовал замены шиферного листа на “государственной” кровле. В итоге вода попала в квартиру и намочила мебель. Знакомый составил акт о порче имущества и уже требовал с коммунальщиков компенсацию еще и за старый шкаф. Вот он, жизненный подход.

Интересен пример эволюции фактически барачного поселка на улице Добрушской в Новобелицком районе Гомеля. Когда-то здесь жили военные, для них сколотили щитовые домики. Со временем строения обложили кирпичом. Дальнобойщик Игорь вспоминает свое детство с ностальгией:

— Здесь был военный порядок: огороды, гаражи, беседки. Траву косили, семьями дружили. А теперь все развалилось, заброшено...

Ситуация классическая. Старшее поколение “без больших социальных запросов” постарело, у нового начался конфликт комфортных интересов. Часть домов приватизировали, взяли в аренду землю под огороды. Другие жители ждали до последнего, пока их бараки не признали непригодными к проживанию. Выселение длилось 10 лет, рассказала начальник отдела жилищной политики Новобелицкого райисполкома Валентина Чурина:

— На улице Добрушской были три группы граждан. Одним предложили государственное жилье с дальнейшей приватизацией (сейчас по законодательству могут предложить только арендное), другим льготный кредит, а некоторые приватизировали бараки, заключили договор аренды на землю, и теперь это фактически дома усадебного типа.

Период больших социальных строек пока в прошлом. Режим экономии. Это наглядно видно по жилищному строительству. В планах построить не меньше, чем в прошлом году, но значительно поменялся портфель заказов. Например, в Гомельской области более 90 процентов домов будут коммерческими, без господдержки. В 2017 году в стране планируют сдать 3,5 миллиона квадратных метров жилья. Лидер — Минщина, где намерены возвести 972 тысячи “квадратов”. Замыкает список Могилевская область — 280 тысяч.

Все барачные квартиры уже приватизированы, процесс прошел. Нельзя будет пенять на то, что это временное жилье на балансе организации. Мол, давай капремонт. Зато можно будет требовать по жировке с коммунальщиков ответ: куда пошли кровные деньги? Временное жилье для некоторых семей стало постоянным. Это факт. Теперь за ним надо следить, как за своей собственностью. Пусть не самой комфортной, да своей. Но, конечно, и местные власти не должны оставаться в стороне.

ДОСЬЕ “НГ”

По данным Национального статистического комитета, более 70% белорусских семей довольны своими жилищными условиями. По данным обследования, в городской местности полностью удовлетворено жилищными условиями 44,4% и, скорее, удовлетворено 28% семей, в сельской местности соответственно 39,9% и 36,2%. Среди основных причин недовольства были названы недостаточная жилая площадь, отсутствие отдельного жилья и коммунальных удобств.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter