Дмитрия и Анну Михасёвых соединила Великая Отечественная. Всю жизнь они прожили душа в душу

Война и любовь

О Великой Отечественной написано много, сказано еще больше, но до сих пор не все, потому что у каждой белорусской семьи свой счет к той войне и свое грустное повествование. Она разрушала, разлучала, забирала близких. Но на ее трудных дорогах происходили и судьбоносные встречи, люди влюблялись, женились, рожали детей! И несмотря на боль и разруху, хаос и смерть, спираль жизни упорно продолжала выводить новый виток.

Младшему сержанту Дмитрию Михасёву и медсестре эвакогоспиталя Анне Вахрушевой война подарила друг друга, соединив навсегда. И если бы не суровое лихолетье, они, разделенные расстоянием почти 5 тысяч километров, никогда бы не встретились. Из таких образцовых примеров красоты отношений, настоящей преданности и складывается формула семейного счастья.

Тамара и Юрий Тарасовы с детьми Артемом и Анастасией.

До смерти — четыре шага

Ему 22, четвертый у родителей. На двоих сыновей в 1944‑м в деревню Рудня Белыничского района пришли скорбные документы: Иван погиб и захоронен в Латвийской ССР, Егор пропал без вести. Вся надежда безутешных отца и матери на то, что вернутся живыми самый старший Артем и младшенький…

Дмитрий с лета 1943‑го геройски сражается с врагом в составе 208‑го партизанского полка имени И. В. Сталина. В наградном листе, размещенном на сайте partizany.by — совместном интернет-проекте издательского дома «Беларусь сегодня» и Национального архива, есть такие строки:

«16.6.43 г. при разгроме немецкой группировки в д. Краи проявил себя как наиболее смелый и храбрый. В этом бою, действуя в расчете станкового пулемета, своевременно подносил боеприпасы, несмотря на сильный огонь со стороны противника. 8.7.44 г. в засаде на шляху Лунинец — Пинск из станкового пулемета подавил две огневые точки противника. За смелость и отвагу в бою представляется к правительственной награде — медали «Партизану Отечественной войны» II степени».

Семья узнает об этом намного позже, а пока война продолжается, но уже за пределами родины. Летом 1944‑го младшего сержанта Дмитрия Михасёва призывают в регулярную армию и отправляют на фронт. В составе 215‑го армейского запасного стрелкового полка судьба забрасывает его в Польшу, где идут тяжелые бои.

Ей — 23, родом из далекого Красноярского края. За плечами учеба в Томской фельдшерско-акушерской школе. И вот маленькая и худенькая девушка оказывается на войне, в такой далекой и неизвестной для нее Польше… Таскает на себе раненых с поля боя в передвижной эвакогоспиталь. Потом часто вспоминала это время: как страшно было смотреть на изувеченные тела, на страдания и боль, а душераздирающие крики до конца дней сохранились в памяти. Чтобы спасти жизни, молоденькие медсестры сдавали кровь, хоть и сами были обессилены и всегда полуголодные.

…Взрыв или выстрел, все поплыло и потемнело, нет ничего, есть только эта невыносимая жгучая боль в ноге. Кто-то куда-то тянет Дмитрия по полю. Когда пришел в сознание — увидел лицо миловидной девушки, медсестры, а рядом на койках десятки таких же, как он. «Анна», — представилась. «Красивое имя, и такое приятное лицо», — подумал, и силы потихоньку стали возвращаться. 
Она вытащила его не только с поля боя, но и с того света, ухаживая с большой сердечностью и вниманием. 
А каково это было в условиях передвижного железнодорожного эшелона, скажут такие факты: для предотвращения атрофии мышц у раненых, чьи ноги, руки были в тяжелом гипсе, использовали… вшей. Солдаты чесались и все время шевелились, спасая себя от обездвиживания. На незаживающие гнойные раны клали солевые примочки и медные пластины, которые быстро чернели и их приходилось подолгу оттирать. Под грохот бомб днями и ночами делались сложнейшие операции. Без сомнения, медики на войне — это герои и настоящие бойцы, только со скальпелем и бинтами в руках.

Дмитрий шел на поправку, но вердикт врачебной комиссии был неутешителен: жить и кое-как ходить будет, но к службе не годен. Отправляясь к родителям в Рудню, юноша передал Анне записку с адресом и своей фамилией, сказав на прощание: «Прошу, приедь ко мне!»

Девушка продолжала службу в прифронтовом эвакогоспитале. В начале мая 1945‑го их эшелон был в Берлине. Близкая победа уже витала в воздухе, и командир дал задание медсестрам сопроводить домой, на просторы огромного СССР, тяжелораненых. Кому-то нужно было отвезти солдат без обеих ног, а Анне поручили сопровождать слепого красноармейца в Витебск. После чего как военнообязанные медсестры должны были вернуться в расположение госпиталя. Была только одна законная возможность избежать этого. Отправляя в дорогу, командир по-отечески подсказал: «Девчата, выходите замуж!»

Так началась новая, мирная и очень счастливая страница в жизни Анны и Дмитрия.

Хорошее дело — брак

Выполнив задание командования, Анна решила навестить Дмитрия и побыть с ним хоть денек, а день в итоге превратился в 53 года семейной жизни. В доме Михасёвых всегда царили покой, любовь и уважение. Родилось четверо детей. Сегодня уже внуки и правнуки не только бережно хранят память о родных людях, но и, следуя их примеру, в своей семейной жизни учатся больше отдавать и понимать, нежели брать и требовать. Рассказывает Тамара Тарасова, супруга внука Юрия:

— В этой семье почти никогда не ссорились, и в том, считаю, заслуга бабушки. Не знаю, были ли там любовь и страсть, как мы их представляем сегодня, люди просто очень берегли друг друга. Вдвоем, что ли, легче выживать, и после всех испытаний, слез и трагедий они ценили отношения. И при моих родных бабушке и дедушке не допускалось даже произносить слово «развод», которое приравнивалось к позору. Сейчас же многие живут по-другому, для себя: никто никому не нужен, ничего не должен.

Как забавный случай вспоминают историю, когда Анна, приехав в Рудню, где у Дмитрия уже была невеста, за один день увела молодого и красивого жениха у девушки буквально из-под носа. Сама же она, когда об этом заходил разговор, всегда очень переживала. Хотя вообще была немногословной, даже молчаливой, никогда не командовала, не повышала голос, все время трудилась. Наверное, так проявлялся сибирский характер. Тамара вспоминает, что ее приятно удивило, когда познакомилась с этой семьей:

— Бабушка редко называла дедушку по имени, в основном на людях — «мой хозяин». Первым за стол всегда приглашала и кормила его, потом других взрослых и в последнюю очередь детей. Отличались у нее и блюда. Если моя родная бабушка баловала детишек пончиками и оладушками, то бабушка Аня — пельмешками, ватрушками. Крупы всегда прожаривала, и от этого вкус пищи становился совершенно другой.
А еще она очень любила проверять детей на честность. Давала каждому по одной конфете, а излишки оставляла на видном месте и пересчитывала. Прививала, что нельзя брать чужое.
В одно время в моем доме жило четыре поколения семьи: бабушки-дедушки, родители, мы с мужем и дети. Это было очень счастливое время, мы жили дружно. Я всегда хотела, чтобы дети росли, видя, что стариков нельзя бросать, ведь все мы станем беспомощными когда-то. Недопустимо говорить: «Вы жили неправильно!» Нельзя судить, у них была своя жизнь и свое мировоззрение. И я вижу по старшей дочери, что такое воспитание дало плоды, — делится внучка.


Педагог по образованию и заместитель заведующего детским садом № 59 Могилева, Тамара Тарасова понимает, в чем ценность настоящего воспитания — в доверительных отношениях.

— Когда мы с Юрой стали встречаться, бабушка, видя, что дело идет к свадьбе, пригласила его на разговор по душам. Она рассказала, как нужно бережно относиться к женщине в браке, и взяла обещание, что он не допустит, чтобы его супруга сделала хотя бы один аборт. Считала, что это укорачивает жизнь. Юра дал слово. В итоге между детьми у нас 19 лет разницы: дочь трудится учителем географии, а малыш только пошел в первый класс. Я очень благодарна бабушке Ане за тот разговор! И уважаю супруга за то, что для него она самый умный, красивый и добрый человек на земле.

А еще секрет крепких отношений Михасёвых — в труде. Дмитрий Никитович всю жизнь проработал в торговле и лесном хозяйстве, где на стульчике не посидишь. А ведь он сильно хромал — был не только ветераном Великой Отечественной, но и инвалидом войны. Анна Васильевна хоть и не получила высшего образования, но в деревне к ней шли с разными вопросами как к врачу и очень доверяли. А лечение чаще всего было одно, вспоминает внучка:
— Бабушка лечила добрым словом и теплым отношением, никогда не давала сразу таблетки, хоть была медиком, лекарства не приветствовала. У нее в кармане всегда были мятные драже, которые называла «витаминками», вот их и раздавала в большинстве случаев (эта сладость в то время была в дефиците, и ее тоже нужно было достать). И помогало! При головной боли советовала не лежать и не сидеть, а выйти на свежий воздух и пройтись.
Уже ушли в вечность эти заслуженные люди, а добрая память о них живет в сердцах не только родных, но и земляков. Такие примеры — это маяки для нас сегодняшних. Они не читали умных книг по психологии, но жили именно так, как надо, правильно и по совести, с красотой в душе, просто, но по-настоящему. И вот это, пожалуй, главная и самая сложная из наук…

СПРАВКА «СБ»

В семье, к сожалению, не сохранились все награды Дмитрия Никитовича и Анны Васильевны. Особенно дорого близким удостоверение к ордену Отечественной войны I степени на имя Дмитрия Михасёва. Сохранилось также удостоверение Анны Михасёвой «За самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу во время Великой Отечественной войны» III степени.

jurchik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter