«Виват, лауреаты!» Юная гобоистка София Крят

Это моя школа. Когда-то она называлась ССМШ при БГК – Средняя специальная музыкальная школа при Белорусской государственной консерватории. Потом, в бурные 1990-е – Музыкальный лицей. Сейчас – Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки.

Из ее стен вышли лучшие из лучших. Композиторы Дмитрий Смольский, Игорь Лученок (чью мелодию отбивают куранты напротив), Игорь Паливода, Сергей Бельтюков, Олег Молчан. Дирижеры Олег Лесун, Иван Костяхин. Пианисты Игорь Оловников, Ирина Шумилина, Александр и Леонид Кузьмины, Андрей Сикорский, Андрей Поночевный, Александр Музыкантов.

Это только те имена, которые сразу всплывают в голове, смотрят на нас с афиш, поднимают пульс и настроение.

Долгих и счастливых одиннадцать лет провела я в стенах этой школы, и вот я на традиционном концерте ее учеников «Виват, лауреаты!». Более 350 лауреатских званий – школьный урожай 2021 года. Полтора десятка детей участвуют в концерте – самых разных возрастов, исполнители на самых разных инструментах.

Мое внимание привлекла яркая звездочка София Крят. Семиклассница, гобоистка.

Играет София Крят. За роялем Анна Павлова

Согласитесь, гобой реже привлекает наше внимание, чем фортепиано или скрипка. А это трудный и очень впечатляющий духовой инструмент с неповторимым тембром, похожим на человеческий голос. С гобоя начинается каждый симфонический концерт, ведь гобойное «ля» – та «печка», по которой настраивается весь оркестр. И это не только настройка по высоте, но еще и энергия, радость, эмоциональный настрой!

Как и все духовые инструменты, кроме флейты, гобой традиционно считался мужским. Но в Беларуси, начиная с 1980-х годов, все больше и больше гобоисток-женщин.

Многие из них, как и София, обучались в классе замечательного педагога Сергея Тумаркина. И результат его мастерства налицо! В седьмом классе София с легкостью исполняет виртуозное Концертное соло № 1, op. 33 Чарльза Колина – крепкий орешек для многих консерваторцев. За роялем ей элегантно и тактично ассистирует концертмейстер Анна Павлова.

Но все внимание, конечно же, на Софию! Инструмент в ее руках и губах звучит безупречно, самые головоломные пассажи точно укладываются в темп, звучание благородно и красиво.

Да и на саму девочку очень приятно смотреть. Обычная белорусская девчонка, скромная, немного застенчивая. Никаких прикрас и ухищрений ни в одежде, ни – упаси боже – в косметике. Не отличница – она мне честно в этом призналась. Вся душа в занятиях музыкой.

Спрашиваю, почему выбрала себе такой непростой инструмент.



– Сначала мама меня хотела отправить на флейту. Мы долго-долго выбирали школу и в конце концов нашли по объявлению в метро.

Вы удивитесь, но это была Республиканская гимназия-колледж при Белорусской академии музыки! И там, в стенах школы, с шестилетней девочкой произошла судьбоносная вещь.

– Меня отвели к педагогу, и мне говорят: «У вас очень прочные губы, под них очень может подойти гобой», – рассказывает София. – Мы вообще тогда не имели представления, что это за инструмент, пришли, попробовали, и мне очень тогда понравилось.

Гобой сам ее выбрал, и с тех пор они неразлучны – девочка и гобой.

Первый год София училась в подготовительной группе и одновременно осваивала азбуку в общеобразовательной школе. Затем, как положено, поступила во второй класс Республиканской гимназии-колледжа.

Спрашиваю, счастлива ли она с гобоем.

– Да! Мне нравится участвовать в концертах и конкурсах. Ну понятно, что все начинается с малого, а потом все круче и круче.

Конкурсная копилка у Софии уже очень серьезная. Здесь и Гран-при XVIII Международного детского конкурса «Музыка надежды», и вторая премия X Республиканского творческого радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі», и диплом второй степени V Открытого конкурса молодых исполнителей на оркестровых инструментах имени М.К. Огинского. Под ее лауреатскими дипломами подписи видных и уважаемых в Беларуси музыкантов. Есть у нее победы и в России, в Москве, где, по понятным причинам, конкуренция намного сильнее.

Свою родную школу София очень любит. С удивлением услышала от нее, что она и ее одноклассники почти не ощутили тягот грандиозной реконструкции, которая завершилась полтора года назад. Какое-то время было очень тесно, зато сейчас комфортно и просторно. Все лестницы оборудованы пандусами для инвалидов, непривычно поблескивают никелированные поручни…

Да, школа теперь совсем не такая, какой я ее помню. Время движется вперед! Даже коридоры, даже классы появились, которых раньше не было, и душевые в спортзале, и многое другое.

Но сохранилось главное – дух. Те же любящие, самоотверженно трудящиеся педагоги – хотя это уже ученики тех, кто работал в мои времена. И та же тетя Дора в гардеробе, которая помнит всех детей по именам и какое у кого пальто… Только тетю Дору уже зовут тетя Тамара, и она так же прекрасна. И по-прежнему девочки в том же гардеробе не сплетничают и не помаду обсуждают, а звонко и весело спорят, какая арфа лучше – старая или новая. В мое время арф в школе не было, но можно было потрепаться о роялях и о том, почему мне задал педагог этюд Мошковского, а тебе – нет!

Спрашиваю Софию, чувствует ли она себя в классе звездой.

– Нет-нет! – смеется она. – Я еще не доросла до такого, чтобы быть прямо звездой!

И грандиозных планов покорения вселенной в ее миловидной головке тоже нет.

Она любит бывать в оперном театре:

– Мне это очень даже нравится! Особенно оперу смотреть.

На вопрос, какую оперу любит больше всего, отвечает:

– Мне много опер нравится! Особенно на уроке по музлитературе. Но все-таки, наверное, «Евений Онегин». Очень нравится опера.

Себя в будущем она видит в хорошем оркестре. И да, такие оркестры в стране есть!

И есть эта чудесная школа, живущая так, как будто в Конституции уже прописаны и права инвалидов, и забота государства о творческом развитии молодежи.

Так что не на ровном месте предлагаются в Конституцию эти статьи! Многое уже наработано и сделано, и будет нарабатываться дальше, и в нашей стране будет больше и больше счастливых и талантливых детей.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter