Техника XXI века на вооружении 50-й смешанной авиабазы

Вертолеты из будущего

Солнце 365 дней в году светит асам 50-й смешанной авиабазы


На аэродроме городского поселка Мачулищи Минского района 23-й год базируется 50-я смешанная авиационная база. Во времена Советского Союза это подразделение считалось одним из лучших. Продолжает держать марку и сегодня. По итогам года часть признана лучшей среди авиаторов. В преддверии Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь корреспондент «СГ» напросился в гости к пилотам.


На аэродроме «полтинника» — противная изморось, но летчиков она не смущает. Они готовят к полету новенькие вертолеты Ми-8 МТВ 5. Несколько их недавно прибыло с Казанского вертолетного завода. Заместитель командира вертолетного отряда подполковник Юрий Роев уже успел проверить возможности новой машины:

— Техника будущего! Здесь есть современное навигационное оборудование, бортовой комплекс обороны, который позволяет одновременно выпускать до пяти ракет. Но самое главное новшество — система управления с автопилотом.  Автоматика может самостоятельно поднять вертолет на высоту 100 метров и разогнать до скорости 120 километров в час. Пилоту остается только наблюдать за приборами и любоваться небом.

— Где еще можно увидеть яркое солнце зимой, как не над облаками? — улыбается Юрий Анатольевич.

Задача его экипажа сегодня — разведка погодных условий. Для молодых летчиков это своего рода тренировка. В небе пилоты проведут больше двух часов.

В ЭТО время с задания возвращается штурман вертолетной эскадрильи майор Константин Жерносек. Он напомнил, что тягот в военной службе немало:

— Есть отдаленные гарнизоны без медиков. Бывает, там срочно нужна помощь врачей. Мы оперативно вылетаем, забираем пострадавшего и доставляем в медицинский центр.

Кроме всего прочего, военные летчики в сезон сбора грибов вместе с МЧС ищут заблудившихся в лесу. Коллега Константина Александровича дважды находил потерявшихся пожилых сельчанок.

ШТУРМАН выбрал военную стезю неспроста — его отец был пилотом на транспортном самолете Ил-76. Заграничные командировки длились по 8 месяцев. Своего 11-летнего сына Константин Александрович видит не так часто, как хотелось бы. Но мальчишка все равно мечтает стать летчиком. Майор вспоминает, как сам загорелся этой профессией:

— В 13 лет ко мне подошел отец и предложил полетать на Ан-2. Я весь день пробыл в небе. Дома, не «долетев» до кровати, уже спал. На следующий день записался в аэроклуб, а позже пошел учиться в Военную академию. Сейчас уже взрослому радостно видеть, пролетая над деревней или городом, машущих вертолету людей.

Замкомандира вертолетного отряда Юрий РОЕВ (справа) и летчик-штурман  Николай ГУРИН

Летом 2016-го авиабаза впервые участвовала в России во II Армейских международных играх в дисциплине «Авиадартс». В общекомандном зачете  заняли второе место, уступив лишь соседям. А в конкурсе по применению авиационных средств поражений по наземным целям экипаж в составе подполковников Михаила Гныпа, Александра Зубарева и Евгения Павлова занял первое место. Призовые летчики передали Червенскому дому-интернату для детей и молодежи с особенностями психофизического развития.

Школьникам иногда выпадает уникальный шанс сесть за штурвал самолета. Правда, только в музее базы — это Ан-26. На любой вопрос гостей готов ответить заместитель командира авиационной эскадрильи по идеологической работе подполковник Андрей Пучко.

Начальника штаба — первого заместителя командира 50-й смешанной авиабазы полковника Владимира Разина экскурсанты иногда просят полетать на самолете:

— У меня для них всегда один ответ: «Поступайте в академию, а потом приходите к нам летать».

В «полтиннике» наравне с мужчинами проходит службу и одна девушка, она — пилот-штурман. Владимир Владимирович уверяет, что пол не имеет значения.

— Нужно же кому-то нас с Днем защитников Отечества поздравлять, — отшучивается полковник.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter