В 1920-е годы белорусы сохранили уникальную мозаику по эскизам Васнецова. Где она сейчас?

Верой спасенные

wikimedia.org
По-настоящему трагичной была первая половина ХХ века. Искренне верующим пришлось пройти через множество испытаний. Однако, глядя на прошлое сегодня, нельзя не благодарить предков за их стойкость и стремление сохранить самое дорогое — веру в Бога, веру в лучшее, веру в себя и в нас. Свято-Покровский собор в Барановичах как нельзя лучше подтверждает эту мысль.

Печать печали

Белый храм с голубыми куполами привлекает внимание всех, кто оказывается в этом городе впервые. Дело даже не в архитектуре (хотя и она не совсем привычна для здешних мест). Своим видом поражает оформление собора Покрова Пресвятой Богородицы — снаружи и внутри стены украшают удивительной красоты панно и образы. Цветные стеклышки сложены мастерами настолько искусно, что не сразу догадываешься: перед тобой мозаики, а не писаные иконы.

Во время церковных служб, когда открываются царские врата, у прихожан появляется возможность взглянуть на Богородицу с Младенцем на апсиде. Черты ликов необычайно натуралистичны, но в то же время будто светятся изнутри. Чудеса!

Увы, это лишь фрагмент грандиозной композиции «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которую когда-то сложили по эскизу самого Виктора Васнецова.

К слову, ее версия на бумаге дошла до наших дней в целости и сохранности — находится в Третьяковской галерее. Однако даже она не может дать полного представления о всей мозаичной работе, размер которой был в несколько раз больше нынешнего фрагмента.

— Изначально эта мозаика украшала православный собор Александра Невского в Варшаве. И не она одна: было еще 15 великолепных панно на различные сюжеты. Помимо мозаик, в оформлении храма использовали драгоценные камни и металлы, внутри стояли яшмовые колонны, подаренные российским императором. Всего внутри находилось около 10 тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Над убранством на протяжении 18 лет трудились десятки лучших искусствоведов, богословов, архитекторов и художников, — рассказывает протодиакон Покровского храма Андрей Горбунов. — Самое печальное, что удивительной красоты собор не простоял на Саксонской площади (ныне Пилсудского) и 15 лет. Как только закончилась Первая мировая война, польские власти поспешили избавиться «от символа русского господства».

В итоге после жарких дебатов, тянувшихся несколько лет, поляки все же приняли решение: разрушить. В газетах тех лет даже можно найти такие слова: «В архитектурном плане собор мерзкий, особенно в верхней его части». Два года, около 14 тысяч мелких взрывов и большие деньги понадобились для того, чтобы уничтожить святыню.


Наследие в огне

— Появление Покровского храма в Барановичах тоже связано с довольно печальными событиями. Его возводили на месте деревянной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Она сгорела в 1921 году прямо на праздник — в первый день Пасхи. Приходской совет уже к следующему утру создал комитет по строительству нового храма, начали сбор средств. Но процесс неожиданно затянулся: после заключения Рижского мирного договора в Западной Белоруссии (куда вошли и Барановичи) переформировывались ведомства, составлялись новые образцы документов. Да и с утверждением проекта новые власти не спешили, а потом и вовсе ввели запрет на строительство общественных зданий из дерева. Пришлось менять проект и искать новые материалы.



Закладка фундамента Покровского собора была в том же 1924 году, когда начали разрушать Александро-Невский в Варшаве.

Строительство Покровского собора состоялось только благодаря упорству и вере людей. Одна из ключевых фигур в этом деле — председатель комитета по строительству Алексей Назаревский. В Варшаве он бывал часто, так как жители Барановичей выбрали его сенатором польского сейма. Однако каждый раз, отправляясь туда по рабочим делам, он не забывал отстаивать идею строительства Свято-Покровского собора. Интересно, что ведущим инженером храма был католик по вероисповеданию И. В. Стаковский, согласившийся работать совершенно бесплатно.

Важную роль в возведении сыграл и митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий (Валединский). Понимая, что в польской столице собор Александра Невского обречен, он старался сберечь все, что возможно. Способствовал перевозке церковной утвари, икон, мозаик в другие храмы. Помогал деньгами при строительстве Покровского собора.

— Далеко не все из того, что изначально прибыло в наш город, удалось сохранить. Части иконостасов, киоты, иконы сгорели всего спустя пару недель после транспортировки. Деревянный сарайчик, где все это хранилось, подожгли. По счастливой случайности мозаики находились в другом месте — это их и спасло, — делится священнослужитель.

Золоченая душа

Сегодня Покровский собор украшают семь мозаик: пять внутри и две снаружи. Причем панно на сюжеты «Богоматерь с ангельскими чинами», «Деисус», «Спаситель с донатором» и «Собор Архистратига Михаила» собирались по частям. Они серьезно пострадали при взрывах в Варшаве.


А если стать в центре Покровского собора, то в глаза сразу бросаются два мозаичных образа — святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Иосифа Волоцкого. Они практически в идеальном состоянии. У них всегда кто-нибудь да стоит из прихожан или туристов. Это и понятно: хочется разглядеть сотни крошечных золоченых стеклышек, из которых они собраны, внимательнее.

— Некоторые наивно полагают, что это настоящий драгоценный металл. Вот уже и парочка пробелов на мозаиках зияет — не удержался кто-то, согрешил, — говорит отец Андрей. — Но это всего лишь стекло, покрытое тончайшим слоем сусального золота. Там ценного с точки зрения финансов — тысячные доли грамма.

Впрочем, если оценивать мозаики в целом, а не по кусочкам, то перед нами, без сомнения, шедевральные работы периода Серебряного века. Среди авторов эскизов, помимо Васнецова, значатся художники Виктор Думитрашко, Николай Кошелев и Николай Бруни. А собирались панно в легендарной мастерской Фроловых, которая в свое время была одной и лучших в мире. Именно этой династией мозаичистов были оформлены храм Спаса на Крови и многие здания в Санкт-Петербурге, первые станции метрополитена в Москве. Такой искусной работы сегодня, увы, не встретишь нигде. Фроловы каким-то чудом могли мозаикой реалистично передать хоть тончайшее перышко, хоть книжные страницы, хоть тени на складках одежды.

Любопытно, что сначала барановичский храм стал спасением для мозаик, а после войны уже они сберегли его от закрытия. С 1949 года Покровский собор фактически оставался единственным действующим в городе. В 1953-м был взят под охрану государства благодаря мозаикам.

Высокое искусство на службе у православной веры берегут как зеницу ока по сей день. «Душа собора» — ласково говорят о мозаиках здешние священники, проводя экскурсии для туристов, которые приезжают полюбоваться необычной красотой не только со всех уголков Беларуси, но и из зарубежья.

КСТАТИ

Немногие знают, что Виктор Васнецов — автор знаменитых полотен по мотивам русских сказок и фольклора — всю свою жизнь был вдохновлен образом Девы Марии. Художник тщательно изучал все иконы Богородицы, которые только мог достать. Он мечтал создать образ, который бы максимально приблизился к идеалу. Действительно, в мозаике Покровского собора есть некая неразгаданная тайна.



В ТЕМУ

В цокольном помещении Свято-Покровского собора хранятся другие мозаичные фрагменты, которые почти сто лет назад так и не удалось собрать в единую композицию. Известно лишь, что большинство из них были частью панно «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Николая Бруни.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter