Внедрение цифровых решений в реальном секторе должно быть комплексным

Важная цифра нашей стратегии

Цифровизация — это история не столько про деньги или IТ-проекты, сколько про ментальный сдвиг в системе менеджмента как на государственном, так и на корпоративном уровне. В Беларуси внедрение информационных технологий (IТ) во все сферы жизни декларируется как одно из магистральных направлений. Отрасли, регионы, города и даже деревни пытаются соответствовать этому тренду и вносят свои предложения. Но подготовка многочисленных госпрограмм и, соответственно, дорожных карт отнюдь не то, о чем нужно думать в первую очередь. 

коллаж ивана гайдука

Поддержка с историей

Еще в 2005 году сектор отечественных IТ получил весомую господдержку и стал не только одним из приоритетных направлений развития экономики страны, но и ее своеобразной визитной карточкой. Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» создал предпосылки, чтобы белорусская IТ-отрасль стала драйвером в целом для всей экономики. Однако есть ряд проблемных вопросов, решение которых не позволяет сделать ее более «дружественной» к нашим же потребителям и в первую очередь к «реальному сектору» экономики.

Остановлюсь только на одном, как мне кажется, основополагающем тезисе. Необходимо изменить официальную риторику по целеполаганию Декрета № 8. Достаточно ясно и обоснованно об этом сказал Александр Лукашенко в январском Послании белорусскому народу и Национальному собранию. В части компаний-резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) Президент отметил: «У нас сегодня этот ПВТ создает продукт, являясь филиалом крупных предприятий США и других». А далее задается вопросом, «не пришло ли время в равные условия поставить белорусских айтишников, тех, кто относится к ПВТ, с теми, кто работает на предприятиях, в организациях Национальной академии наук».

Так, может, в качестве главной цели ПВТ надо рассматривать не только поддержку экспортного потенциала его компаний-резидентов, а подойти системно, исходя из сегодняшних реалий и задач, поставленных Главой государства? Что для этого, с моей точки зрения, надо сделать?

Во-первых, формировать текущую поддержку IТ-компаний исходя из их участия в формировании компетенций по созданию в Беларуси современной конкурентоспособной цифровой экономики. При этом особый акцент надо сделать на развитие собственных и/или в партнерстве с коллегами из стран ­ЕАЭС, а может, и не только, производств отечественного программного обеспечения, программных продуктов и технических средств.

Во-вторых, подойти к задаче масштабного внедрения информационных технологий во все сферы жизни системно, через разработку и принятие в качестве одного из важнейших национальных приоритетов основанной на государственно-частном партнерстве Программы действий, аналогичной по целям немецкой программы «Индустрия 4.0». Для создания условий по возможности ее софинансирования из бюджетных источников она может быть включена как отдельная подпрограмма в госпрограмму «Цифровое развитие Беларуси на 2021 — 2025 годы». Аналогичные программы развития цифровой экономики есть во всем мире, и, как уже отмечено выше, обычно они являются частью более общей программы развития национальной промышленности. 

С прицелом на будущее

На сегодняшний день в различных странах приняты средне- и долгосрочные инициативы и концепции внедрения цифровых технологий в промышленность: Industrie 4.0 в Германии, Industrie du Futur во Франции, Manufacturing Innovation 3.0 в Южной Корее, Make in India в Индии, Industria Conectada 4.0 в Испании, The New Robot Strategy в Японии, Manifattura Italia в Италии и др. В ЕС действует программа Factory of the future, в США — Advanced manufacturing partnership, в Германии — Mittelstand 4.0, в рамках которых популяризируется и поддерживается развитие новых перспективных направлений технологий, материалов в обрабатывающей промышленности и в других отраслях экономики.

В этой связи представляет практический интерес рекомендации Всемирного банка, который еще в 2016 году подготовил аналитический доклад «Цифровые дивиденды». Основной посыл этого доклада состоит в следующем: необходимо, чтобы стратегия цифрового развития страны в целом была гораздо шире стратегии развития отдельной IТ-отрасли.

Хотелось бы остановиться непосредственно на целях и задачах ПВТ. Трудно спорить с тем фактом, что сегодня ведущими разработчиками программного обеспечения в стране выступают резиденты ПВТ. Но необходимо помнить, что при этом их деятельность проходит в атмосфере льготного налогообложения, с наличием высококвалифицированных программистов, универсальностью и простым перемещением готовой продукции за границу. Именно поэтому основу Парка составляют компании, выполняющие зарубежные заказы. Часто от топ-менеджеров софтовых компаний можно слышать слова, что цель любой коммерческой организации, в том числе резидентов ПВТ, — прибыль. Поэтому они практически не проводят фундаментальные исследования, не заинтересованы в участии в целом ряде госпрограмм, т.к. большинство государственных проектов социального, медицинского, управленческого и оборонного характера изначально являются малодоходными. 

Можно предположить, что компаниям-резидентам ПВТ по силам самостоятельная реализация масштабных проектов в интересах белорусской экономики. Но на данный момент такие примеры отсутствуют. И это неудивительно, ведь разработка профильного software является лишь одним из звеньев в решении такого рода задач. Другим, во многих случаях даже более важным этапом является адекватная постановка стратегической задачи и т.н. дерева целей. И решение этих задач, особенно в части выбора стратегических направлений будущего развития белорусской экономики, способной адекватно функционировать в условиях «четвертой промышленной революции», без качественной аналитики и тесного сотрудничества с профильными государственными, в том числе образовательными институтами, весьма проблематично. 

Готовность номер один

В заключение хотелось бы обратить внимание на ключевые выводы исследования, проведенного Национальным центром цифровой экономики МГУ и посвященного готовности российского бизнеса к цифровой трансформации, которые, после некоторой адаптации к белорусским реалиям, представляют актуальность и для отечественной IТ-отрасли:

— стратегические цели цифровой трансформации страны определены, но дорожная карта, подкрепленная соответствующими ресурсами, не разработана;

— государственное регулирование, в частности налоговый режим, рассчитанный только на резидентов ПВТ, не благоприятствует созданию и развитию институциональных условий для формирования в Беларуси современной цифровой экономики;

— для отечественного бизнеса не характерно цифровое лидерство, примеры лидерства предприятий ограничены несколькими компаниями. Причина — в плохо организованном процессе распространения знаний и опыта цифровых преобразований среди предпринимателей;

— комплексный подход к развитию человеческого капитала в IТ-сфере не сформирован;

— доля ­НИОКР и инноваций в белорусском IТ-бизнесе значительно ниже, чем в ведущих странах;

— дела с автоматизацией отдельных предприятий обстоят достаточно хорошо. Но есть проблемы с интеграцией данных, общими стандартами и так называемыми силосами (изолированными массивами) данных;

— есть большой интерес к новым технологиям, но развитие замедляет отсутствие собственного научного задела, программ обучения и интеграции с мировым научным сообществом.

Вывод: Популярный сегодня в экспертной среде тезис, что без цифры мы априори не сможем создавать продукты и сервисы с той же скоростью и по той же цене, что и конкуренты, и, естественно, уже в среднесрочной перспективе можем потерять свой промышленный потенциал, по сути верен, но без разработки адекватной и по целям, и по имеющимся ресурсам профильной национальной программы действий по примеру немецкой федеральной программы «Индустрия 4.0» он сегодня является не более чем декларацией.

Именно поэтому инициатива Правительства, которая в январе обсуждалась и была поддержана на совещании Президента с руководством Совмина, по принятию нового указа, которым на базе существующего Министерства связи и информатизации предлагается создать новый государственный орган — Министерство цифрового развития и связи, является не просто реакцией на глобальный тренд, а закладывает фундамент под будущее всей белорусской экономики. А при таком целеполагании вполне логичным выглядит предложение рассматривать Парк высоких технологий не только исходя из общих целей, но и по функциональному управлению как площадку для инновационных стартап-проектов нового министерства.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter