По своему менталитету белорусы — люди утилитарные и прагматичные. И к новым технологиям восприимчивы именно с этой точки зрения. Если инновация приносит очевидные выгоды, то ее очень быстро осваивают в нашей стране и стар и млад. Так происходило с безналичными платежами, которые стремительно заняли свою нишу в Беларуси. И по некоторым показателям и динамике развития обогнали развитые страны, где история безналичных платежей начиналась в стародавние времена еще с чековых книжек. Белорусы стремительно освоили интернет, со всеми многочисленными инструментами, которые он предоставляет. По уровню цифровизации наше население — одно из самых продвинутых в мире. Когда мы осознали удобство и выгоды платежей из дома, электронной торговли, других услуг, большинство граждан стремительно освоили новый цифровой мир.
Другой вопрос, что к новой информационной реальности, как мне кажется, мы отнеслись и с известной долей утилитарного романтизма. Восхищаясь всеми преимуществами новых технологий, иной раз игнорируем или просто забываем про те риски, которые они несут. В конце концов, многие сервисы возникли не только для того, чтобы осчастливить весь белый свет. Возможно, их изобретатели к этому и стремились. Но на широкую арену те же социальные сети вышли после того, как практичные финансисты с Уолл-стрит и других «золотых» улиц вложили десятки и сотни миллиардов долларов в их развитие и продвижение.
Современные сервисы — не только технологичные, но и коммерческие проекты. И об этом не надо забывать. Особенно если подключение к ним не стоит вам ни копейки. В мире капитализма (а большинство цифровых услуг уходят корнями туда, за океан) бесплатного сыра не бывает даже в мышеловке. Любые инвестиции должны окупаться и приносить прибыль. И если регистрация и приложения бесплатные, то это не значит, что на вас не зарабатывают в той или иной форме.Источники заработка могут быть самыми разнообразными. Благо любой современный гаджет позволяет собирать о своем владельце подробнейшую информацию. А технологии BigData дают возможность сформировать подробный профиль практически всех из миллиарда пользователей. Другими словами, нарисовать их весьма подробный социально-экономический и психологический портрет. И потом виртуозно манипулировать пользователями. Чисто в экономических целях, подсовывая им коммерческие предложения, от которых невозможно отказаться. Или с целями социальной инженерии, чтобы более широко манипулировать общественным сознанием. И для продвижения каких-то коммерческих интересов (формируя спрос на целые группы товаров), так и в политических целях.
Теоретически мы все об этом слышали. Где-то читали. Но относимся ли вполне серьезно? И, самое главное, обладаем ли достаточной квалификацией, чтобы перехитрить электронные алгоритмы и не попасться на их удочку, точнее, спиннинг разработчиков хитроумных программ?
Да, мы живем в парадоксальном мире. С одной стороны, для полноценной жизни в современном обществе нам необходимо все больше информации. С другой — перманентно растет поток ложной информации. Искусственный интеллект делает эту проблему просто катастрофической. Как мне кажется, защита от ложных сообщений (а точнее — от их последствий) обречена быть многоуровневой. Определенные преграды и меры принимаются на государственном уровне. Различные информационные фильтры используются на корпоративном. Включая и СМИ, чтобы не попасться на информационные провокации. Но от всех информационных рисков оградить невозможно. И на последнем рубеже, нашем персональном интеллекте, необходимо также выставлять заслон. И самый надежный — образование и обучение работе с информацией и ее анализу граждан. Чтобы мы не верили на слово какому-то сообщению, а не поленились его перепроверить в других информационных источниках. Изучить, коррелируется ли оно с другими данными. Обязательно оценивать источники информации. В том числе и с точки зрения их позиции по тому и иному вопросу, которая во многом определяет интерпретацию тех или иных фактов. На самом деле в этом нет ни магии, ни шаманства, ни чего-то сверхсложного и недоступного для среднестатистического человека с базовым образованием и уровнем знаний. Но эти методики необходимо внедрять в общество. И через учреждения образования, и формируя различные программы. Например, по образу финансового образования. Другой вопрос, что у финансового ликбеза был богатый бенефициар — банковский и финансовый сектор, который поддерживал материально и организационно инициативы. Впрочем, у аналитического просвещения и финансисты, и в целом коммерческий сектор являются заинтересованной стороной. В беседах с руководителями предприятий приходится слышать, что многие в той или иной форме сталкивались с черным пиаром. Но адекватное отношение людей к информации и реакция на нее минимизируют риски от различных фейков и на коммерческом, и на государственном уровне.
volchkov@sb.by