В крохотном зале Союза композиторов вновь зазвучала музыка

В тесноте, но не в обиде

Был когда–то на площади Свободы Союз композиторов БССР. Еще каких–то 20 — 30 лет назад в нем кипела жизнь. В небольшом уютном зале собиралось множество людей, увлеченных современной белорусской камерной музыкой. Играли, пели, разговаривали. Среди выступавших были те, кого нынче причисляют к легендам. Нодель, Горелик, Бабий, Данилюк, Паливода... Среди слушателей — весь цвет белорусской интеллигенции. А каких композиторов помнят эти стены! Аладов, Абелиович, Оловников, Солтан, Глебов, Кортес... Называю опять–таки только ушедших. Только самые яркие, звездные имена.

Теперь в этих стенах ресторан. Не знаю, хороший ли. Я никогда не переступала его порога.

А Белорусский союз композиторов приютился в нескольких комнатушках на втором этаже дома номер 8 по улице Революционной. Одну из них приспособили под концертный зал. Каким–то чудом втиснули 50 стульев и кабинетный рояль. С концертным роялем Petrof пришлось расстаться — он бы занял все помещение, даже если бы удалось его втащить. Говорят, теперь он хранится в Доме офицеров — дожидается лучших времен.

Долгое время в этом зальчике не происходило ничего. По крайней мере, ничего такого, что могло бы потрясти воображение минчан.

И вот не было счастья, так несчастье помогло. По соображениям безопасности Большая студия Дома радио перестала принимать гостей. В результате авторская программа композитора Виктора Кистеня «Канцэртная зала» чуть было не лишилась главной своей изюминки — прямых трансляций из студии, на которые бесплатно приглашалась публика, и любой из присутствующих мог напрямую задать музыкантам вопросы.

Теперь эти прямые эфиры переехали в комнатные условия союза композиторов. Так что теперь в «Канцэртнай зале» уже не будет таких грандиозных проектов, как музыкальная мистерия «Колаварот» — совместное творение 11 молодых белорусских композиторов по мотивам народных песен. Для них в помещении союза физически не будет места. Ведь даже ансамбль «Сиринкс» не смог разместиться там в полном составе.

8 сентября перед минчанами выступил уже упоминавшийся ансамбль флейтистов «Сиринкс» под руководством профессора Нины Авраменко. Крохотный зал был набит битком. «Сиринксы» не только играли, но и с удовольствием рассказывали о себе. Демонстрировали свои инструменты, в том числе единственную в Беларуси бас–флейту. Делились секретами, кто пишет для них аранжировки.

А 13 сентября гостем «Канцэртнай залы» стал известный пианист, лауреат международных конкурсов Иосиф Сергей, который уже несколько лет живет и трудится в Китае. Он рассказал массу любопытного об экзотических странах, в которых ему как концертирующему артисту пришлось побывать. Объяснил, в чем главная трудность китайского языка, и прочитал по–китайски стихотворение Ли Бо. Попутно блеснул знанием индонезийского и польского. Много и интересно рассуждал о том, почему в Китае так любят и ценят классическую европейскую музыку и совершенно пренебрегают столь любимой у нас попсой.

И, конечно, играл. Хотя могу себе представить, насколько трудно было ему играть на расстроенном и разбитом стареньком рояле, вовсе не предназначенном для концертного исполнительства, а тем более для записи на радио. Но он не жаловался. Понимал — таковы реалии нашего остаточно финансируемого музыкального искусства. И, наверное, мечтал, что в Минске тоже будет громадный акустический концертный зал, как в Джакарте или Шанхае, где подобные залы есть в каждом районе. И везде отличные рояли и идеальные условия для артистов и публики. Верю, что когда–нибудь у нас так и будет.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter