В новой экспозиции проекта БСЖ «Ее рук дело» – работы сразу двух представительниц системы Минпрома

В торговом центре «Столица» прошла очередная смена экспозиции благотворительного проекта Белорусского союза женщин «Ее рук дело». В этот раз в атриуме ТЦ представлены работы сразу двух мастериц, чье увлечение – создание картин. Правда, одна героиня делает это с помощью иголки и нитки, другая – преимущественно карандашом. Разный у них и опыт – 15 лет и 3 года. Впрочем, есть и немного общего: обе героини долгое время считали, что нынешнее хобби никак не для них. Но жизнь распорядилась иначе – творчеству научились во взрослом возрасте с нуля. Причем обе рисуют преимущественно портреты. И немного – любимые города. 

Председатель Белорусского союза женщин, директор представительства МТРК «Мир» в Беларуси Ольга Шпилевская обратила внимание:

– Техники, в которых выполнены картины, совершенно разные. Но героинь объединяет любовь к тому, что они делают, и большое внимание к деталям. 

Познакомимся с авторами поближе. Для администратора санатория «Машиностроитель» ОАО «Гомсельмаш» Валентины Игнатенко нынешняя выставка далеко не первая. Рассказывает, что на счету более 20 персональных и свыше 50 – совместных. Причем не только районного, но и международного значения. Признается, если бы 15 лет назад кто-то об этом ей сказал, не поверила бы. Мол, несмотря на то, что вокруг, казалось, все знакомые только и делают, что вышивают крестиком, собеседницу к этому делу не тянуло. Пока не увидела, чем занята бывшая начальница. 

– Она вышивала фараона – Тутанхамона. Как увидела, что-то во мне щелкнуло – хочу тоже его вышить. Мне быстро сделали копию схемы. Знакомая дала канву и иголки, показала, как вышивать крестиком. Я подобрала нитки – и пропала на полгода. Это была самая кропотливая моя работа, потому что в каждом крестике нужно было использовать нить другого цвета. В результате фараон получился как живой. Со временем поняла, почему я так сопротивлялась вышивке: пейзажи, натюрморты – это не мое. Мне ближе живые лица. Фараона я повесила в квартире на стену, долго любовалась им. В какой-то момент стало его жаль, потому что он изображен грустным, – вышила ему Нефертити, – вспоминает собеседница. 

Впрочем, на фараоне увлечение могло и закончиться. Дело в том, что героиня вышивала сперва с одного края, затем с другого, в итоге по центру оказался лишний рядок. Стоял выбор: бросить все или попытаться обыграть ситуацию? Решила продолжить, придерживаясь одной стороны, и как можно незаметнее «выгнать» лишнюю строчку. 

–  Уже со временем поняла, что немало картин вышивала неправильно – делала стежки только сверху, как при гобеленовской вышивке. Из-за этой техники работы получаются еще более реалистичнее. Но я решила такого эффекта добиваться, используя множество цветов и оттенков – порой их число доходит до 200. Чтобы ускорить процесс, со временем купила специальный станок и вышиваю одновременно двумя руками, – вводит в курс дела мастерица. 

Сейчас в коллекции Валентины Игнатенко более 60 работ на разнообразную тематику. В них – женские лица, города, в которых побывала героиня, места, которые запали в душу, а также репродукции картин знаменитых художников. 

– Варианты будущих работ могу долго искать в интернете, пока что-то внутри не щелкнет. Могу отослать дочери, она тоже творческий человек, несмотря на цирковую профессию, на «утверждение». Так было, например, с вышивкой портрета Пушкина в прошлом году. Отправила работу на конкурс «Талант России», где были представлены работы тысячи художников. Моя заняла первое место, – не скрывает гордости собеседница. 

Дебютная же выставка случилась около 8 лет назад спонтанно, благодаря внимательным бывшим одноклассникам. Одна из них как раз была музейным работником в Хойниках и уговорила предоставить работы со стен квартиры. В результате выставка имела успех районного масштаба – экспозицию продлили. А собеседница заметно воодушевилась, стала смелее в мечтах. Вспоминает, как съездила по приглашению в Милан. А на следующий год организаторы позвали на международную совместную выставку в Москву. Позже работы стали частью выставок на Таганке, была печать в художественных каталогах, выставка в Московской городской Думе… Особенно Валентина Игнатенко гордится тем, что подарила свою работу Президенту, когда 2021 году он посещал Брагин в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

 – Работники музеев часто говорят, что мои картины очень похожи на оригиналы и что публика то и дело возвращается, чтобы посмотреть на них. Люди говорят, что от них исходит тепло – в каждую работу вкладываю хорошее настроение и частичку души. Поэтому практически никому не дарю картины, а «выбывшие» в музеи стараюсь оперативно повторить, чтобы всегда были под рукой и их увидело как можно больше людей. Один согреется, глядя на них, другой узнает мою историю и, как знать, вдруг тоже возьмется за нитки… Уверена: чтобы был интерес в жизни, человеку необходимо хобби. Так что охотно откликнулась на предложение поучаствовать в благом деле, которое создает Белорусский союз женщин, – поделилась собеседница. 

Ведущий специалист отдела идеологической работы, социального развития и коммуникаций ОАО «МАЗ – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Алена Квятковская перед тем как согласиться на участие в выставке, немного колебалась. Но вскоре истолковала возможность как победу над собой и желание напомнить окружающим, что внутри каждого есть свой талант. Главное – его заметить и развивать. 

– В роду рисованием никто не увлекался. Более того, я была уверена, что рисовать не умею – в школе за меня это делал папа. Но три года назад купила книжки для рисования пошагово – получалось красиво, говорили окружающие. Но я им не верила, думала, что так, по подсказкам, может каждый. В какой-то момент книжки закончились, а желание работать в графике, карандашом осталось. Срисовывала с картинок и фотографий, стала ходить на мастер-классы, искала знания в интернете. Рисовала ведь долгое время, как получалось, по наитию, но оказалось, что можно делать то же самое, но проще. Наверное, выставка станет толчком для того, чтобы целенаправленно пойти учиться академическому рисунку, – рассказывает собеседница. 

Чаще всего рисует Алена карандашом – говорит, что черно-белые цвета могут передать многое. Например, глубину взгляда, прожитый опыт, искренность эмоций на портретах или красоту момента в белорусских городах, где любит бывать героиня. Реже прибегает к акварели в скетчингах – быстрых набросках. 

Героиня обращает внимание: 

– Рисую, когда есть свободное время, мысли упорядочены. Могу сесть вечером, увлечься и рисовать полночи, а то и несколько дней, перебирая свой пенал с карандашами. Это приносит мне радость, которой я затем делюсь с близкими. 


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter