Источник: Знамя юности
Знамя юности

«В моем классе один ученик». Монолог учительницы сельской школы

«В моем классе один ученик»

– Я люблю свою профессию, хочу в ней совершенствоваться
Получить первое рабочее место в городе, а лучше остаться в Минске – такое желание объединяет многих студентов, ожидающих распределения. Выпускница Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Анастасия Грудина хотела другого старта карьеры – в деревенской школе. С августа прошлого года 22-летняя учительница русского языка и литературы работает в агрогородке Войстом Сморгонского района. Размышления о сделанном выборе – в ее монологе.

– Как и многие девчонки, с раннего возраста я мечтала стать учителем. До момента исполнения желания прошло много лет, но ни в школе, ни в  университете сомнения не появились. И вот наступил день, когда мне вручили диплом. Поскольку училась платно на заочном отделении, распределение меня не касалось, можно было самостоятельно решать – работать в сельской школе или городской. Я ро­дилась и выросла в  Сморгони,  высшее образование получала в Минске, а потому мой выбор оказался не самым очевидным: Войстомский ясли-сад – базовая школа самая маленькая в Сморгонском районе. 

Многие спрашивали: «Почему село? Ты ведь горожанка!» Причин несколько. Во-первых, все детство я провела у бабушки в деревне и после каникул обычно с тоской возвращалась в город. Всегда ловила себя на мысли, что хотела бы трудиться в тихом живописном уголке – именно таким показался агрогородок Войстом. И если первая причина, скорее, романтичная, то вторая – реалистичная: на всю школу у нас 28 учеников, ты действительно можешь уделить внимание каждому ребенку, да и в небольшом коллективе проще наладить отношения, вникнуть в дела. Не скрою, что также есть и материальный стимул – надбавка за работу в сельской местности. 

С мужем мы живем в Сморгони, школа находится в 20 километрах от дома. По утрам добираюсь либо на автобусе, либо на машине с коллегами. Назад сложнее: в город общественный транспорт ходит только по вечерам. А днем, после окончания уроков, довольно часто приходится добираться на попутке. По дороге могу что-то почитать, полюбоваться пейзажами за окном, а если встретила знакомых – пообщаться. 

Русский язык и литературу преподаю в пятом, шестом, восьмом и девятом классах, седьмого у нас нет. Если посчитать, то в общей сложности у меня 11 учеников. А в шестом классе, где я классный руководитель, – всего один. Леша Майсак всегда старается на уроках, хотя без одноклассников ему, конечно, скучно. Зато может сосредоточиться на учебе, ведь каждый предмет учитель проводит лично для него, так что не выполнить домашнее задание и скрыть это – возможности нет. Алексей – хорошист, ему одинаково нравятся и языки, и математика, и физкультура. А в свободное время он обожает мастерить поделки из дерева.

Еще во время учебы в вузе мне довелось проходить практику в сморгонской школе, и могу точно сказать, что от городских детей деревенские отличаются – они более простые. И хотя по характеру все ребята разные, найти с ними общий язык нетрудно. Задача наставника – увидеть в каждом индивидуальность, подобрать особый ключ к ученику, который поможет его раскрыть. Надо быть искренним, чтобы ребенок видел перед собой и наставника, и старшего друга. При этом взаимоотношения не должны быть панибратскими и строиться на равных в силу разного возраста, опыта, статуса. 

Мне повезло с коллективом: на рабочем месте приняли хорошо, доброжелательно. Никто не отмахивался от вопросов, если хотела что-то спросить, уточнить. Ни разу не услышала: «Подойдите позже». Новичку всегда готовы помочь. Хорошо сложились отношения и с родителями моего ученика. Если возникают вопросы, можем их решить в любое время. 

Когда приступала к обязанностям, хотелось скорее применить свои знания на практике, посмотреть, что умею, а чему еще следует научиться. Я прекрасно понимала, что первый год будет непростым. Мне нравится работать с детьми, вести уроки, проверять задания и тетради. Но минус в том, что учителю нужно выполнять много бумажной работы. 

Лучший отдых для меня, когда получается с мужем навестить родителей либо вы­ехать за город. Но на выходных не всегда удается это сделать: бывает, провожу шестой школьный день или организую экскурсии. За последнее время с детьми побывали в краеведческом музее, воинской части, ездили в Минск на спектакль. Если же в субботу и воскресенье школьных праздников и поездок нет, выполняю часть обязательных дел, чтобы разгрузить предстоящую неделю. 

Через пару месяцев завершится первый учебный год, который провела в качестве учителя. О том, что выбрала сельскую школу, ни разу не пожалела.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter