В гостях у «Мурзилки». Как поживает легендарный детский журнал, которому на днях исполнилось 99 лет?

В гостях у «Мурзилки»

16 мая свой 99‑й день рождения отпраздновал журнал «Мурзилка». Это столь почтенный возраст для детского СМИ, что журнал внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Поздравив именинника, «СОЮЗ» расспросил руководителя издания Ирину Антонову, как удается Мурзилке и сегодня оставаться столь же притягательным собеседником для маленького читателя, как и много поколений назад.

Ирина Антонова: Я была в разных городах в разных библиотеках, и везде журнал «Мурзилка» зачитанный.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Ирина Алексеевна, 99 лет — это почти век! Как Мурзилка себя чувствует в таком почтенном возрасте, не устал?

— И Мурзилка, и сам журнал чувствуют себя прекрасно. Журнал рассчитан на детей, а дети — это молодость, будущее, источник вдохновения и познания. Все им интересно, всегда они позитивны, фантазии через край. Так что «Мурзилка» не стареет — читатели не позволяют.

— Этот желтый пушистый Мурзилка — он сам ребенок или взрослый старший друг?

— Об этом я часто спрашиваю у детей на выступлениях. Вариантов ответов множество: и котенок, и медвежонок, и инопланетянин. И правы все. А еще Мурзилка — всегда ровесник своего читателя.

— А сколько лет вашим читателям?

— Раньше мы говорили, что от 6 до 12. Но дети очень изменились. Они теперь такие взрослые и мудрые. Так что наша аудитория — где-то от 5 и до 10 лет.

— Как дети сегодня получают журнал? Возможно его купить в киоске?

— «Мурзилка» приходит к читателю по подписке. В розницу он сейчас не идет. К сожалению, на сегодня для детских СМИ розница не рентабельна. Как только выходит новый номер, все нераспроданные экземпляры предыдущего убирают с прилавка.

— А в реальности журнал за месяц не устаревает...

— В том-то и дело! И сказки, и стихи, которые мы публикуем, не могут за месяц устареть. Поэтому и многие родители «старые» журналы не выбрасывают, хранят в своих библиотеках.

— Я видела в интернете объявление: подборку винтажных номеров «Мурзилки» продают за несколько десятков тысяч рублей.

— А мы видели, как кто-то предлагал в сети не очень старые и вовсе не раритетные выпуски за миллион. Посмеялись в редакции. Есть у нас, конечно, такие экземпляры, на которых, если их продать, можно было бы немало заработать. Но мы существуем только за счет подписки.

В мае следующего года журналу исполнится сто лет! За эти годы в образе Мурзилки были и щенок, и мальчик, и медвежонок.

— Что сегодня усложняет «Мурзилке» жизнь?

— Основная проблема детских журналов — отсутствие рекламы. Нет, не в журнале! Мы принципиально не ставим в своих выпусках рекламу. Но нам так не хватает, чтобы о нас рассказывали, писали, показывали по телевидению. Это невозможно, таких денег у нас нет. Мы стараемся держать минимальную цену для своих читателей. Но нам необходима информационная поддержка.

— Да, многие родители вспоминают «Мурзилку» с ностальгией, но не знают, что журнал выходит.

— Мы на выставках с этим все время сталкиваемся. «Ой, а вы снова выходите?» Не «снова», мы выходили все это время! Журнал не закрывался даже в Великую Отечественную войну. Он внесен в Книгу рекордов Гиннесса как детский журнал с самым длительным сроком издания. Очень интересно наблюдать за людьми в момент встречи с детством — как меняется выражение лица, появляется улыбка. Они говорят: «Да, точно, он был в моем детстве, такой же яркий!» А я хорошо знаю наш журнал — он не всегда был такой, как сейчас. Сегодня «Мурзилка» действительно красочный и выпускается на отличной бумаге. А бывало, выходил и на газетной.

— Я знаю, что «Мурзилку» выписывают и в Беларуси.

— Да, в Беларуси подписка оформляется на «Белпочте». Мы, кстати, часто печатаем белорусских авторов.

— А как работает редакционная кухня в «Мурзилке»?

— Каждый номер много обсуждаем. Если посмотреть внимательно, видно, как вдумчиво подобраны материалы друг к другу. Мы, например, не соединим стихотворение о природе и игровое на одном развороте. У нас большой редакционный портфель, авторов очень много. Рассматриваем все рукописи, что нам присылают.

— Как сейчас ребятня пишет письма? Электронные? Бумажные?

— И так и так. Раньше обычной почты приходило больше. У нас ведь множество конкурсов. И вот получали очень много посылок с поделками, картинками. Почта с ног сбивалась на доставке для «Мурзилки». И бывало обидно, когда при транспортировке что-то разваливалось. А сейчас можно любым телефоном делать отличные фото, и мы разрешаем присылать просто снимки работ.

— А как журналу конкурировать с интернетом, с блогерами, которые собирают десятки тысяч подписчиков-фанатов?

— К сожалению, журнал с ними конкурировать не может. По простой причине, что для конкуренции нужна большая реклама. Вот взять «Машу и Медведя». Сначала был мультсериал на ТВ, а потом уже пошла другая продукция, в том числе журнал. И нам очень такого не хватает.

— Однако недаром же «Мурзилка» выходит 99 лет. Значит, ключик к сердцу читателей находит.

— Да, читатель у нас был, есть и, надеюсь, будет. Библиотекари с радостью используют наш журнал в работе, черпают идеи. «Мурзилка» не пылится на полке. Я была в разных городах в разных библиотеках, и везде журнал «Мурзилка» зачитанный. Общечеловеческие ценности ведь всегда остаются. Доброта, честность, сочувствие.

— Сам Мурзилка очень современно выглядит.

— Многие не знают, что в 20‑е годы XX века символом журнала был щенок. Но потом он подрос и убежал по своим взрослым собачьим делам — так я объясняю детям. Журнал какое-то время был без героя. Но дети писали письма, обращаясь словно к живому существу: «Дорогой Мурзилка!» Любимое письмо мое одна девочка написала в 1926 году: «Мурзилка, если будешь в зоопарке, передай вороне, чтобы она с детками не здоровалась так больно!» И тогда появился пушистый желтый сказочный персонаж. Таким предстал в 1937 году наш герой перед художником Аминадавом Каневским, таким он его и нарисовал.

— Ирина Алексеевна, вы известный детский писатель. Как удается выкраивать время для собственного творчества?

— Я давно работаю в «Мурзилке», но главным редактором и генеральным директором — только два года как. Так что было не до себя, пришлось взять тайм-аут. Но мысли, идеи и желания есть. Осталось найти время.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Ирина Антонова — российский детский писатель. Автор таких книг, как «Жил-был у бабушки...», «Красавица 5 «В», «Колючий, ушастый, а главное — зубастый», «Тайна гранатовых зерен». 

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter