Источник: Знамя юности
Знамя юности

Они просто немного другие. Родители детей с аутизмом собрались за круглым столом, чтобы обсудить наболевшее

В чате поддержки

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут ходить в обычные школы, а теперь и в кружки при центрах творчества, обучаться в трудовых мастерских. Государство действительно делает много для семей, в которых растет ребенок с аутизмом. Но самая главная, по мнению родителей, проблема не решена: общество не научилось принимать таких детей. Прохожие, наблюдая, как ребенок в магазине падает на пол и кричит, спешат дать советы маме или папе, а малыша пристыдить. Несколько семей и эксперты собрались за круглым столом, чтобы обсудить наболевшее. Местом встречи стал Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Корреспондент «Знаменки» узнала, что больше всего тревожит родителей особенных малышей.

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

Каждая поездка – квест

– Несколько дней назад нас высадили из маршрутки, – рассказывает мама ребенка с аутизмом и виновато опускает голову. – Вообще все, что пишут о поведении в транспорте аутистичных детей, – это про нас. Боюсь заходить с сыном в автобус, никогда не знаю, чем закончится поездка.

В семье Михаила Королькова четверо детей. Аутизм – у четы­рехлетней Эвелины. Девочка ходит в коррекционный центр. Отец вспоми­нает:

– Дочка долго не говорила. К трем годам мы забеспокоились и начали ходить по врачам. Одни успокаивали: «Ну подумаешь, еще заговорит», спрашивали, во сколько мы, родители, сами освоили речь. Другие утверждали, что, конечно, здоровый ребенок давно бы начал. Нет четких подхо­дов по диагностике, к сожалению. Ведь кто-то может и не пойти к другому врачу, если первый посоветовал подождать и не беспокоиться. А время упущено. С такими детьми нужно заниматься постоянно и начинать как можно раньше. Если в семье есть старший здоровый ребенок, родители увидят разницу и обратятся к врачам. А если первенец, то в особенностях поведения могут и не разобраться. Порой отклонения видны только после полутора лет.

В коррекционном центре особенных детей учат выражать эмоции

Все хотели здоровых детей

Вопросы диагностики, а также ее корректности, беспокоят и Светлану Барынкину, маму восьмилетнего Гриши:

– У меня двое сыновей. Старший Егор – нормотипичный, ему 15. Поэтому, когда родился Гриша, я уже через пару месяцев поняла: с ма­лышом что-то не так. Вскоре ему диагностировали ДЦП. А ближе к трем годам добавился еще и аутиз­м. Я видела его проявления, когда сыну было всего семь месяцев. Со временем количество симптомов, которые говорят о нали­чии расстройства аутисти­ческого спектра, увеличилось. 
Гриша махал руками, как будто хотел взлететь, царапал себя...
вырывал брови и ресницы, не спал, не отзывался на имя, не контактировал с нами. Он часто отказывался от еды, и вес, а сыну тогда было почти три года, упал до 12 килограммов. Мы были в отчаянии и обратились в психиатрическую больницу в Москве (на тот момент жили в России). Там подобрали медикаментозную терапию и дали рекомендации, как заниматься с ребенком. Но формировать навыки удавалось с большим трудом – они по какой-то причине все время терялись, и нам прихо­дилось начинать обучение с нуля. Только спустя много лет была найдена истинная причина этого состояния: ночная эпиактивность и судорожная готовность, которые и приводили к обнулению навыков Гриши. Как оказалось, он уже много лет нуждался в противосудорожной терапии. Его аутизм, еще говорят «вторичная аутизация», стал следствием неврологического заболевания. Когда сыну назначили правильное лечение, он стал успешнее осваивать академические и бытовые навыки, жить стало легче. Хотя проблемы с поведением никуда не делись, впереди нас ждет долгая работа.

Два года назад семья нашла поведенческого терапевта. До этого никто не соглашался заниматься с мальчиком – говорили, что слишком тяжелый случай. Специалист как раз оказалась любителем сложных задач. Она смогла буквально разбудить Гришу, нашла к нему правильный подход через игру – ребенок стал интересоваться происходящим, начал немного говорить. Поведенческая терапия очень помогает семьям, которые воспитывают детей с особенностями. Родители учатся понимать детей, начинают без страха ходить в общественные места – если что-то пойдет не так, то они знают, почему это происходит и что делать. Например, ребенок в гипермаркете может страдать из-за яркого света, грохота тележек, запахов. И сообщает о своем неблагополучии, допустим, криком, катанием по полу. Люди вокруг воспринимают это как невоспитанность и своими замечаниями просто изматывают и так находящихся в постоянном стрессе родителей, признается Светлана:

– Мы пошли в поликлинику. Хотя инвалидность Гриши дает нам право заходить в кабинет врача без очереди, я всегда показываю удостоверение. Обычно люди не против, но недавно услышала: «Наро­жают инвалидов, а потом пользуются льготами».

Педагоги помогают ребятам с аутизмом общаться и дружить

«Я обожаю своего сына»

Родителям, с сожалением говорит Светлана, нужна броня. Такая, чтобы ни одно ядовитое слово не застревало в сердце и памяти:

– Уверена, что многие мамы, у которых есть ребенок с аутизмом, прошли через тяжелые депрессии и горы таблеток. Я тоже – мне понадобилась помощь психотерапевта, спасла и забота мужа. Но бывает, что близкие не дают этой поддержки, некоторые мужья не справляются со сложностями и уходят из семьи. Случается, что после постановки диагноза от ребенка отворачиваются бабушки, дедушки, тети, дяди, а друзья семьи внезапно перестают ими быть. И таких случаев немало!

Сейчас у Гриши все в порядке: он ходит во вспомогательную школу-интернат, в бассейн и на дзюдо. А Светлана старается помочь другим мамам. Она создала родительский чат. Там много поддержки и помощи:

– Но и слез очень много. Столкнувшись с диагнозом, мама или папа просто падают в пропасть. 
А мы вместе с психологами и другими специалистами помогаем выкарабкаться, встать на ноги, принять ситуацию. 
Я обожаю своего сына! Да, мы все хотели здоровых, но уж как вышло. Нам нужно не так много: ранняя и грамотная диагностика для наших детей, поддержка близких и принятие обществом.

И добавляет:

– А сегодня мы, мамы из нашего родительского чата, пойдем отдыхать: вкусно есть, смеяться – перезагружаться!

Психолог отрабатывает с воспитанниками сенсорные навыки

Количество растет

В Гомельской области диагноз аутиз­м поставлен 357 детям. Но это официальная цифра. Сколько их на самом деле, никто не знает. Во время встречи прозвучало, что такой ребенок сейчас есть практически в каждой школе. А значит, проб­лему нужно решать всем вместе: педагогам, медикам, семьям и обществу. От окружающих требуется самая малость: не обращать внимания, если какой-то малыш вдруг залезет под стол или будет ездить по эскалатору по сто раз туда и обратно. Просто он немного другой.

severyanova@sb.by 

Фото Таты КАВЕРИНОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter