«Анализ рынка», «ФСЗН», «договор подряда», «акт сдачи-приемки». Прямо скажем, это не те слова, которые ожидаешь услышать от хорошенькой 18-летней девушки. Впрочем, в окружении Марты Новаковской из Минского района к таким разговорам давно привыкли, ведь с 16 лет Марта официально работает, а в 18, сразу после совершеннолетия, открыла ИП, став директором SMM-агентства.
«На уроках украдкой сидела в телефоне»
Бизнес-жилка у Марты была всегда: еще в средней школе она распечатывала шпаргалки и за пару минут до звонка продавала одноклассникам. Первыми заработанными деньгами распорядилась символично – купила кошелек. А став постарше, даже попала на ковер к директору за то, что на школьной благотворительной ярмарке, куда нужно было принести что-то сделанное своими руками, торговала красивыми заводскими блокнотами:– Мне кажется, что бизнес – это не столько про знания и опыт, сколько про темперамент: умение идти на риск, брать на себя ответственность, принимать решения. Или это есть, или этого нет.
Когда Марте было 15, родители, желая направить ее неуемную энергию в мирное русло, оплатили дочке бизнес-курсы. Она вернулась оттуда со знаниями и с первым клиентом:
– Одной из участниц курсов понравилось, как выглядит моя персональная страничка в Instagram. И она попросила «упаковать» в соцсетях ее бизнес – продажу яблок в карамели. Мы сделали красивый профиль, придумали фишку – мастер-классы, на которых каждый мог сделать набор яблок своими руками. Та девушка уже давно не мой клиент, но я слежу за ее успехами: у нее все хорошо, открыла в Гомеле свое кафе.
– Как совмещала с учебой? Вполне неплохо, школу окончила со средним баллом 8,5.Хотя на уроках нередко украдкой сидела в телефоне: переписывалась с клиентами, постила сториз. А после занятий, пока одноклассники ездили к репетиторам, мчалась на съемки.
На первых порах фото товаров Марта делала сама. И даже собрала целую коллекцию реквизита: посуду всевозможных форм и размеров, красиво оформленные книги, каталоги модных домов (последние достала из мусорки возле фирменного магазина во время путешествия). И даже придумала, как сэкономить на студии, если бюджет клиента сильно ограничен:
– Приходишь в салон кухонь, где выставлены образцы, и спрашиваешь: «А можно я у вас сфотографируюсь?» Обычно никто не был против.
Интересно, что ни фотосъемке, ни, собственно, SMM Марта не училась:
– В этом деле важны вкус и насмотренность, если их нет, никакие курсы не помогут. И, конечно, опыт: на курсах вам расскажут, как настраивать рекламу и в какое время лучше выставлять посты и сториз, но никто не научит, как вести переговоры с клиентом и генерировать идеи. Единственная возможность стать хорошим специалистом – просто брать и работать, не боясь допускать ошибки.
За костюмом не спрячешься
После 11-го класса Марта не стала поступать в университет.
Вместо этого, дождавшись, когда ей исполнится 18, открыла ИП, зарегистрировавшись в красивую дату – 23.08.23. Теперь она не просто эсэмэмщик, а директор SMM-агентства Laki Digital.
– Абсолютно. Никогда не стремилась выглядеть старше, спрятаться за строгим костюмом и тяжелым макияжем. Юного возраста не стесняюсь, тем более многие клиенты уже начали понимать, что 18–19–20-летние сотрудники – это золотая жила. У них всегда есть свежие идеи, а еще – желание покорить весь мир: они максимально вовлечены в процесс, не ленятся, не спешат домой к детям. А вообще, у меня сейчас очень удобный возраст для бизнеса, ведь в 18 ошибки стоят гораздо дешевле, чем в 30. Ты отвечаешь только за себя и можешь не переживать, что неудачное решение финансово ударит по всей семье.
Отказывает ли Марта потенциальным клиентам? Да, порой случается, признается бизнес-леди:
– Например, как-то ко мне попросился на ведение соцсетей салон красоты. Приехала на знакомство, а там неуютно, грязно. Конечно, можно было бы поиграть с ракурсом и сделать красивую картинку даже в таких условиях, но зачем? В салон клиент, может, и придет, но во второй раз точно не вернется. Хорошее продвижение всегда должно начинаться с классного продукта. Если с этим проблемы, то лучше даже не пробовать.
Неудача интереснее, чем «успешный успех»
Алгоритмы Instagram Марта изучила от и до. И пришла к выводу, что слепо следовать им необязательно:– Например, есть мнение, что нельзя выгружать новый пост поздно вечером или на выходных. Но это не так: недавно в профиле кондитерской я выставила перед сном фото вкусняшек с сопроводительным текстом «Мы имеем право подразнить вас на ночь» – и у поста был отличный отклик.
Посты, сториз или рилз? Если хотите раскрутить свой профиль, Марта советует делать упор на последнее:
– Оптимальная схема – 30 публикаций в месяц: девять постов и 21 рилз. Ну и не забывать про сториз. Если страница в Instagram нужна для поддержания имиджа, достаточно 4–5 сториз в неделю, а если профиль завели для продаж, то 4–6 в день.
– Не бойтесь рассказывать о своих трудностях и неудачах. Это делает вас ближе к аудитории.
Напоследок спрашиваем, как Марта относится к новой возможности открывать ИП в 16 лет.
– Это хороший возраст для старта. Но до девятого класса я бы все же советовала не работать, а цивилизовываться: учиться общаться, повышать общий уровень, прокачивать английский.
krupenkova@sb.by