Зимы стали короче, а лето длится четыре месяца: как реагировать на сюрпризы климата и что будет, если ничего не предпринимать

Устаревшее расписание

Аномально теплая осень. Каждый день Белгидромет сообщает об очередном температурном рекорде. Вот 14 октября, например, побиты данные непривычно «горячей» осени 1993 года, 15 октября перекрыло пики 1979-го. А 16 октября в Минске обновился температурный рекорд более чем столетней давности. Любопытно другое: похоже, нас эти причуды погоды уже не удивляют. Затяжное лето, конечно, хорошо, но какой теперь будет зима? В чем же причины погодного коллапса и можно ли вернуть осень, похожую на осень, узнавала корреспондент «Р».

Излишне теплый прием

Глобальное потепление отнюдь не досужий вымысел, а суровая реальность, убежден старший научный сотрудник Центра климатических исследований Института природопользования НАН Виктор Мельник. Эпизоды аномально теплых погод фиксировались и десятилетия, и столетия назад. Однако самый продолжительный период потепления пришелся на конец XX — начало XXI века.

— За последние четверть века температура превысила климатическую норму на 1,3 °С. Для понимания, климатическая норма для всех стран — это 1961—1990 годы. Так вот, из 20 самых теплых лет, начиная с послевоенного периода, 18 приходятся на 1989—2016 годы.

Выходит, воспоминания о снежных зимах с трескучими морозами и обилием снега, когда можно было вовсю кататься на лыжах, не просто ностальгия, а истинная правда. Эту мысль подтверждает и Виктор Мельник. По его словам, и снега у нас стало меньше, и зимы — короче:

— Продолжительность периода со снежным покровом сократилась на 10—15 дней, а глубина промерзания грунта уменьшилась на 6—10 сантиметров. Повышенные температуры первых весенних месяцев приводят к более раннему сходу снежного покрова и переходу температуры воздуха через 0 °С в сторону повышения.

В итоге раньше, чем следовало бы, просыпаются растения. А значит, раньше начинается и посевной сезон. Пока — сплошные плюсы. Но это лишь на первый взгляд, говорит ученый. Климатические изменения несут с собой и неблагоприятные погодные явления. Например, сильный ветер и осадки.

— Есть тенденция к увеличению осадков — за весь период потепления в среднем на 5 процентов. Но тут есть и обратная сторона: за счет высоких температур происходит больше испарений. Так что сельское хозяйство не в выигрыше. Более того, увеличивается и количество засух — в основном на Гомельщине.

Ученым вторят синоптики. Так, по словам начальника отдела изучения климата Белгидромета Натальи Клевец, поменялась длина климатических зимы и лета.

— Под климатической зимой мы понимаем температуру 0 °С и ниже. С 1989—2018 годов продолжительность зимы изменилась на 3—7 дней. По югу страны климатическая зима и вовсе составляет два и менее месяца. В то же время изменяется продолжительность летнего периода. Сегодня он составляет от 95 до 100 дней на севере и до 120 дней на юге. В этом году по территории страны климатическое лето со среднесуточной температурой 14 °С и выше было 4 месяца — с середины мая до середины сентября. Если в связи с этими переменами говорить об уязвимости областей, то можно сказать, что Гомельская область, несмотря на тепло, страдает от сильных дождей и ветра больше других.

Главное — сделать выводы


Говорят, неаполитанцы впадают в депрессию, если солнца нет более трех дней. Возможно, не за горами времена, когда так же будем поступать и мы. В принципе, уже говорят о смещении климатических областей и о том, что в нашей новой агроклиматической зоне на Гомельщине температуры уже соответствуют северным регионам Украины 20 лет назад.

Но если нам достаточно смены гардероба, то как себя ощущают в новых условиях отрасли экономики? И как можно использовать новые реалии? По словам Виктора Мельника, больше всего перемены ощущают на себе сельскохозяйственная и лесная сферы страны. Впрочем, ими дело не ограничится. Так или иначе, перемены погоды коснутся сфер народного хозяйства — ЖКХ, энергетики, строительства и других.

— Нужно учитывать и негативные, и позитивные последствия потепления климата. В числе последних, например, увеличение вегетационного периода растений. За счет этого появилась возможность выращивать у нас в стране новые культуры, например, кукурузу. Если зимний период уменьшился, значит, ЖКХ несет меньшие затраты на уборку снега, расход топлива, Минэнерго — на отопление. Но есть и другие моменты, скорее негативные, касающиеся понижения уровней подземных вод, засух, различных грибковых заболеваний, вызванных теплыми зимами и т.д.

Есть тенденция к увеличению осадков — за весь период потепления в среднем на 5 процентов.

Впрочем, многое в этом направлении уже делается. Выполнена Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008—2012 годы. Утверждена Госпрограмма мер по смягчению последствий изменения климата на 2013—2020 годы, которая позже преобразована в подпрограмму «Развитие государственной гидрометеорологической службы, смягчение последствий изменения в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов на 2016—2020 годы». Разрабатываются документы на следующую пятилетку. Как сторона Парижского климатического соглашения мы утвердили План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. А еще к 2022 году мы планируем подготовить и утвердить стратегию долгосрочного развития Беларуси с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года, национальный план действий в области адаптации к изменению климата.

А пока глобального плана нет, отрасли сельского и лесного хозяйства разрабатывают собственные документы, как им жить в новых условиях. В качестве примера Виктор Мельник говорит о новациях сельского хозяйства страны:

— Например, за последние годы сельское хозяйство значительно увеличило посевные площади кукурузы под зерно. Более того, страна практически вышла на полное самообеспечение семенами кукурузы. Для этого построены два кукурузокалибровочных завода — в Мозыре и Ивацевичах. В хозяйствах Брестской и Гомельской областей за последние годы внедряется в производство озимый ячмень, преимущество которого в том, что уборку его начинают на 2—3 недели раньше других культур. Возросли посевные площади рапса на семена. В южных областях ежегодно проводится посев сои (до 5 тысяч гектаров), расширились посевы овощного горошка, сахарной кукурузы, спаржевой фасоли. За последние семь лет освоено промышленное выращивание лука в однолетней культуре, ранних теплолюбивых сортов картофеля. Продолжаются работы по созданию промышленных плантаций винограда, расширению площадей бахчевых культур.

Глобальное потепление не досужий вымысел.

Стоп, потепление!


Но приспособиться к новым условиям мало. Вернуть прошлое нам не под силу, но потепление нужно и можно остановить. На эту глобальную цель направлены действия всех присоединившихся к Парижскому соглашению и взявших на себя определенные обязательства стран.

Впрочем, как рассказала Александра Соловьева, постоянный представитель ПРООН в Беларуси, настроения у всех государств разные. Согласно недавнему отчету «Становится жарко: оценка глобальных задач в области изменения климата», 75 стран, откуда происходит

37 процентов выбросов парниковых газов, планируют предпринять больше мер по борьбе с изменением климата, чем обязались ранее. Кстати, Беларусь в их числе. Мы повысили планку сокращений СО2 до 35 процентов к 2030 году в сравнении с 1990-м. В то же время 14 государств указали, что корректировать свои обязательства не планируют, а 71 страна пока не приняла никаких решений.

За последние четверть века температура превысила климатическую норму на 1.3º°С.

Как и за счет чего будем добиваться высоких показателей? Прежде всего, говорят эксперты, за счет внедрения энергоэффективных технологий, перехода на экологичную энергию. Кроме того, по мнению ученых, большой резерв углеродных сокращений — это белорусские болота. Помимо того, что они хранят огромные запасы пресной воды — более 7 миллиардов кубометров — и влияют на гидрорежим рек, ежегодно они выводят из атмосферы около 900 тысяч тонн диоксида углерода и выделяют в атмосферу 630 тысяч тонн кислорода, говорит ведущий научный сотрудник Института природопользования НАН Нина Тановицкая.

Но есть у болот и обратная сторона. Неправильное их использование, наоборот, делает их опасными, высвобождает в атмосферу значительное количество СО2.

— Например, сельскохозяйственные осушенные торфяники (луга) выделяют в атмосферу около 8 тонн углекислого газа в год с одного гектара, а при возделывании зерновых и пропашных культур его годовая эмиссия возрастает до 15—20 тонн с гектара.

Аналогичная ситуация складывается, когда горят торфяники. А в последнее время это случалось нередко. Если болота, которые у нас остались и где накоплено около 4 миллиардов тонн торфа, будут осушены, как в Западной Европе, мы получим огромный негативный эффект. Эмиссия с нарушенных торфяников, и это без учета торфяных пожаров, составляет почти 17 миллионов тонн диоксида углерода в год.

twitter.com

Впрочем, говорят ученые, в государстве есть понимание проблемы. А ответом на нее стал проект закона о торфяниках, принятый в октябре этого года в первом чтении Палатой представителей. По словам Нины Тановицкой, это первый в мире нормативный правовой акт, который на законодательном уровне обеспечивает комплексное регулирование в области охраны и использования торфяников.

Оставим так, как есть?

А что будет, если не предпринимать никаких усилий и оставить все как есть? Этим вопросом задались эксперты Беларуси и России, рассказала Наталья Клевец.  По ее словам, температура будет неукоснительно расти:

— К 2050—2059 годам ожидается увеличение абсолютных максимумов температур воздуха выше 40 °С и уменьшение минимальных до -31 °С. Возрастет количество жарких дней (дни с максимальной температурой воздуха +25 °С и более). К середине столетия температура воздуха  -25 °С и ниже и практически не будет отмечаться. В зимнее время года в принципе количество дней с низкими температурами воздуха уменьшится. В итоге продолжительность отопительного периода сократится на 15—20 дней.

Кроме того, по словам специалиста, осадков будет больше и они станут сильнее:

— Ожидается увеличение суточных максимумов осадков на протяжении всего года до 20 миллиметров и более. Наиболее интенсивный рост будет отмечаться в летнее время года. Тем не менее и для зимних осадков будет характерен заметный рост. А, учитывая повышение температур воздуха, в зимнее время года вырастет доля дождей и смешанных осадков, что будет вызывать гололедные явления.

Вернуть прошлое нам не под силу, но потепление нужно и можно остановить, убеждены ученые и экологи.

Но если это возможная перспектива, то есть оценки экономических потерь, которые наша страна из-за меняющегося климата несет уже сейчас, говорит Виктор Мельник.

— Согласно предварительным оценкам экспертов Всемирного банка, экономика нашей страны от неблагоприятных и опасных погодных явлений и условий теряет в среднем около 93 миллионов долларов (в ценах 2005 года). Если говорить в разрезе отраслей, больше всего страдает от непогоды сельское хозяйство — 42 процента, энергетический комплекс — 19 процентов, строительство —  12 процентов, коммунальное хозяйство — 8, транспорт — 7 процентов и так далее.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Надежда ЗДАНЕВИЧ, заместитель начальника управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— К 2022 году мы планируем подготовить и утвердить стратегию долгосрочного развития Беларуси с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года, национальный план действий в области адаптации к изменению климата. Что касается региональных стратегий для сельского и лесного хозяйства, они разработаны. Осталась лишь процедура их утверждения. Для чего создаются такие документы? Чтобы мероприятия ведомственных стратегий затем легли в основу глобальной стратегии низкоуглеродного развития для всей страны. То есть от частного мы пойдем к общему.

СПРАВОЧНО

Согласно пятому оценочному докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в период 1880—2012 годов средняя глобальная температура повысилась на 0,85 °C. Произошло потепление океанов, сократился объем льда и снега и повысился уровень моря. В период 1901—2010 годов среднемировой уровень моря в результате потепления, которое привело к таянию льдов, повысился на 19 сантиметров. Начиная с 1979 года объем ледового покрова в Арктическом океане сокращался в каждом десятилетии на 0,45—0,51 миллиона квадратных километров.

С учетом существующей концентрации парниковых газов и их продолжающихся выбросов вполне возможно, что к концу этого столетия средняя глобальная температура повысится на 1—2 °C по сравнению с уровнем 1990 года и на 1,5—2,5 °C по сравнению с доиндустриальной эпохой. Продолжится потепление океанов и таяние льдов. По оценкам, к 2065 году среднемировой уровень моря повысится на 24—30 сантиметров, а к 2100 году — на 40—63 сантиметра по сравнению с уровнем 1986—2005 годов. Большинство последствий изменения климата будет сохраняться на протяжении нескольких столетий, даже если выбросы парниковых газов полностью прекратятся.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter