Кто они - современные гейши?

Ускользающая красота

Из королев гламура гейши превратились в едва ли не единственных хранительниц старинных японских традиций: в стремительно европеизирующейся внешне Японии, пожалуй, только гейши сегодня умеют правильно носить кимоно.
Прекрасная Идзуми-сан ловкими движениями кисточки и карандаша превращает свое лицо в белую маску с тщательно прорисованными чертами, не переставая рассказывать об особенностях жизни гейши с давних времен до наших дней... Мастер-класс по макияжу гейши, совмещенный с лекцией о роли женщины в японском обществе в эпоху Эдо (то есть об истории зарождения японского гламура) в Национальном художественном музее, собрал аудиторию пусть не очень широкую, зато живо интересующуюся вопросом. Сразу можно сказать: сведения, почерпнутые любителями японской культуры из “Мемуаров гейши” в виде книги либо же фильма, мягко говоря, далеки от истины.


Никита Монич, младший научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства Национального художественного музея, рассказывает об особенностях жизни гейш в местах их непосредственного пребывания:

— Квартал Ёсивара в Эдо (старинном Токио) стал центром городской жизни. И звездами были гейши — красивые, модные, блестяще образованные. Существовал также высший слой куртизанок — “прекрасные девы третьей встречи”. Почему такое название? Потому что для первой встречи клиент снимал дом с прислугой и организовывал ужин, на стол ставилась рюмка саке, и когда входила куртизанка, она это саке либо выпивала, что означало согласие на дальнейшие встречи, либо не выпивала, что означало отказ.

Но даже если красавица принимала ухаживания, что-либо получить от нее клиент мог только на третьей встрече, не раньше. Собственно, поэтому этот класс куртизанок в итоге и исчез — ввиду чрезмерной дороговизны. А вот гейши приобретали все большую популярность.

Будучи официально не принятыми приличным обществом, красотки квартала Ёсивара тем не менее становились законодательницами мод гораздо чаще, чем придворные прелестницы, которых ждали только замужество и жизнь взаперти. Более того, в искусстве традиционной японской гравюры появилось целое направление — бидзин-га, изображение красавиц. По своей доступности и влиянию на умы эти гравюры можно сравнить с современными постерами, запечатлевающими кинозвезд, певиц или моделей. К слову, кроме прославленных куртизанок и популярных гейш, японские художники часто изображали известных актеров театра кабуки, а также борцов сумо. Не удивляйтесь, но мужская разновидность гламура по-японски и в наше время выглядит именно так — как огромный, чрезмерно упитанный и очень мускулистый дяденька со зверским выражением лица. Идеал красоты — куда там Брэду Питту!..

Идзуми-сан (в повседневной жизни — студентка факультета международных отношений БГУ Полина Ядогальвис) демонстрирует выбеленные лицо и шею.

— В Японии и в эпоху Эдо, и в наши дни считается, что чем светлее кожа, тем красивее девушка, — расставляет акценты Полина. — Поэтому лица гейш покрывались толстым слоем белой пудры. Впрочем, не только лица — выбеливали все что могли. Зато никогда не красили ресницы — у японок они черные от природы. На веках очерчивали четкие стрелки. Брови подводились черной и красной краской. И хотя брови гэйся сравнивали с полумесяцем, они не должны были быть слишком изогнутыми. Губы тоже красились красным цветом, и по тому, как накладывалась краска на них, было видно, в каком статусе находится девушка. Ученицы гейш, которых называли майко, красили только нижнюю губу — даже не всю, а лишь часть, верхняя же губа оставалась забеленной. Чем старше и опытнее гейша, тем большую площадь губ она закрашивает.

Конечно, сегодняшние гейши пользуются современной стойкой косметикой, куда более полезной для кожи, чем белая паста из соловьиного помета, которая была в ходу во время правления династии Токугава, однако традиции остаются неизменными.

Особенный макияж, прически со специальными заколками, которые сооружаются в течение нескольких часов и сохраняются на несколько недель, для чего гейшам и их ученицам приходится спать на специальных деревянных или каменных валиках-подголовниках.

Наряды тоже соответствуют внутренней “табели о рангах”. Первоначально гейши носили неброские кимоно из скромных тканей, в отличие от куртизанок, одевавшихся пышно и роскошно. Но постепенно, с развитием профессии, одежда гейш становилась все более дорогой. Отличить их от куртизанок можно было легко — пояс оби со сложным узлом, которым перехватывается кимоно, у особ легкого поведения завязывался спереди, а у гейш сзади (и самостоятельно его развязать не было никакой возможности). Майко также завязывали пояса сзади, но носили концы распущенными во всю длину. Кроме того, ученицам оби повязывался максимально высоко, чтобы прикрыть грудь несколькими слоями ткани, а взрослые гейши пояса пускали по талии, внося в свой облик чувственную нотку.

В 1980-е ревнители традиций и ценители японской культуры переживали: в Японии осталось совсем мало гейш, всего несколько тысяч, однако можно констатировать, что интерес к профессии утонченной хозяйки вечеринок на высшем уровне сегодня возрос. Конечно, по сравнению со Средневековьем разница есть: в эпоху Эдо девочек продавали в веселые кварталы родители, если не могли прокормить, и их ждала судьба либо куртизанок, либо гейш, если они были достаточно красивы, или просто служанок.

Тогдашние майко начинали учебу в среднем в 10-летнем возрасте и выполняли всю черную работу по дому. Сегодня в ученицы к гэйся идут по собственному желанию, и стать майко можно, только если девушке исполнилось 16 лет.

Из королев гламура гейши превратились в едва ли не единственных хранительниц старинных японских традиций: в стремительно европеизирующейся внешне Японии, пожалуй, только гейши сегодня умеют правильно носить кимоно. Непременно обнажая при этом шею — самую привлекательную, по мнению японцев, часть тела.

Внешний облик гейши был и остается предельно кодифицированным. Ни один японец никогда не спутает гэйся с обычной горожанкой или куртизанкой. Отличия заложены как в деталях одежды и прическах, так и в макияже. Причем облик меняется в зависимости от статуса

ovsepyan@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter