Как школы борются с увлеченностью детей гаджетами?

Уроки без рингтонов

Помните свои школьные перемены? Игры в догонялки, прыжки через резиночку и еще сотня нескучных занятий. Сегодня же у многих школьников, особенно старшеклассников, перерывы между уроками скорее напоминают «день сурка»: едва прозвенел звонок — парни и девушки утыкаются взглядом в свои гаджеты. А там кипит жизнь! За 45 минут урока в соцсетях появились новые сообщения, виртуальные друзья наставили десяток лайков к очередному селфи... Впрочем, немало и тех, кто от игрушек и соцсетей не отрывается и во время урока. Как вернуть школяров в реальность? Этим вопросом все чаще задаются родители, учителя, школьные психологи и врачи.


Десятиклассники минской школы № 38 прошлой весной прославились в интернете, подписав петицию, в которой требовали отменить запрет на использование мобильных телефонов во время уроков. Свои претензии объясняли просто (пунктуация сохранена): «В мире, где человек не может представить себя без общения, без друзей, без любви, без информации, и где одним из инструментов коммуникативной связи является смартфон, на наш взгляд достаточно жестоко лишать нас этого гаджета». Шум вокруг экстравагантной выходки быстро улегся, и мало кто обратил внимание на главное: инициаторами запрета были мамы и папы, вернее, родительский комитет, а школа лишь поддержала хорошую, надо признать, идею. Директор Сергей Зеленкевич рассказывает, что такие правила действуют и сейчас — телефоны никуда не сдают, но они должны быть выключены:

— Полностью запретить телефоны в школе, на мой взгляд, нельзя. Ребенок пришел на занятия — позвонил родителям, уходит домой — тоже позвонил. Это еще и вопрос безопасности. Но на занятиях телефонов быть не должно: они отвлекают от учебного процесса, причем как ученика, так и учителя. То же касается и всевозможных внеклассных мероприятий.

Надо отдать должное: такой позиции придерживается все больше родителей. Вот и мама третьеклассника Любовь Гертман считает, что мобильный телефон позволяет родителям контролировать своего ребенка в течение учебного дня при одном самом важном условии — если объяснить малышу еще в первом классе, как правильно пользоваться гаджетом: «У нас очень авторитетная учительница, и ее принципиальная позиция — отключать звук в телефонах перед занятием. Она несколько раз акцентировала на этом внимание на родительских собраниях. Я ее полностью поддерживаю. Если бы педагоги собирали телефоны перед уроком — это лишняя ответственность для них, а я против любых дополнительных дел для учителя».

Фото  psihoo.ro

Впрочем, есть у нас школы, которые рискнули и пошли по более радикальному пути. К примеру, в гимназии № 1 Новогрудка действует вето на пользование мобильными телефонами во время образовательного процесса: при входе в учреждение перевести устройства в беззвучный режим должны не только ученики, но и весь персонал. Один из пунктов прямо запрещает во время учебных занятий «разговаривать и отправлять СМС, ММС и другие виды сообщений, пользоваться услугами GPRS, Bluetooth, интернетом, класть телефон на стол, прослушивать музыку, в том числе через наушники». В минской гимназии № 7 в течение учебного дня телефоны и вовсе вне закона. Директор Лариса Смагина обращает внимание, что таково было решение общего собрания родителей и теперь оно закреплено в уставе учебного заведения:

— Мера касается 5 — 11–х классов и действует уже два года, за это время все привыкли. Телефоны при себе только у младших классов. Почему? Дело в том, что родители в разное время забирают детей из продленки, не всегда могут дозвониться до воспитателя. Но малышам мы объясняем, что звук нужно отключать, они в этом плане более послушные.

В общем, в гимназии проблема с телефонами снята, и администрация считает: мера полезная, она должна быть узаконена для всех школ. Ведь дети, увы, зачастую не могут остановиться. Плюс это сказывается и на учебе: мало того, что ребенок отвлекается, так еще и под рукой всегда шпаргалка. А зачем думать головой, когда можно подсмотреть правильный ответ? Нельзя забывать и о здоровье: тут и излучение, и постоянная нагрузка для глаз...

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.

Школьные психологи тоже настроены против. Но признают, что учебное заведение бессильно, когда родители сами не отлипают от гаджетов. Или еще лучше: звонят ребенку посреди урока, чтобы узнать, поел ли он. И все же наметилась положительная тенденция — именно родители чаще и чаще просят о помощи, честно признавая: упустили момент, купили гаджет, чтобы ребенок был дома занят, а тут... Да уж, приходит такой ученик в школу и на уроках режется в какую–нибудь игрушку под партой. Некоторые в своей зависимости идут еще дальше — сбегают с уроков, чтобы спокойно поиграть на телефоне дома. О какой учебе тут можно говорить? И если малыши еще побегают на переменке, то школьники постарше сидят на подоконниках, как на насесте, со смартфонами в руках. А у кого не работает мобильный интернет, те толпятся вокруг одноклассников, которые превратили свой телефон в точку доступа к Wi–Fi и щедро раздают товарищам мегабайты. Последствия, говорят психологи, неутешительные: погрязшие в смартфонах и айфонах дети боятся живого общения, не знают, о чем говорить даже с друзьями, теряют чувство ответственности... Добавьте сюда и проблему чисто материального характера. Нередко родители покупают дорогие мобильники, которые или кто–то ворует, или дети сами теряют, или, и это самый распространенный вариант, просто разбивают во время ребяческой толкотни. И сколько тогда льется слез и тратится нервов!

Вопрос ребром


Можно ли назвать запрет мобильников в школе ущемлением прав ребенка?

И педагоги, и школьные психологи здесь категоричны: нет! Воспитанные люди отключают свои телефоны на любом важном мероприятии — будь то спектакль или рабочее совещание. Например, в Японии школяру не поздоровится, если его заметят на перемене болтающим по мобильнику. А в Нью–Йорке еще лет 10 назад появилось официальное распоряжение: переступать порог государственных школ с гаджетами ученику запрещено! В лучшем случае их можно оставить в специальных шкафчиках. Исключение сделали лишь для тех, чьи родители документально подтвердили, что у их чада имеются проблемы со здоровьем — это было признано вполне веской причиной, чтобы всегда быть на связи. А в некоторых скандинавских странах, на радость врачам, детей до 12 лет вообще стараются не допускать до мобильников.

Тем временем


Некоторые педагоги подходят к проблеме мобильных телефонов творчески: если не запретишь, так почему бы не использовать их во благо? Учитель из Жлобина Анатолий Сафонов уверен, что надо приспосабливаться и приспосабливать ноу–хау к работе с учениками, поэтому разрешает доставать телефоны на занятиях, чтобы школьники могли фотографировать отдельные элементы урока с доски или занести в устройство справочные материалы:

— Если звонят родители, разрешаю негромко отвечать на звонки. Всякое бывает. Это как минутная пауза. Но если у меня самостоятельная или контрольная по математике, телефон рассматривается как основной инструмент «преступления». И следует наказание — ученик попадает в мой «черный список». Можно и даже иногда нужно воспользоваться мобильным и когда вопрос касается какой–нибудь исторической справки или интересной информации. Например, я могу непроизвольно на уроке бросить классическую фразу: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих... Кто это сказал?» Современные ученики этого знать не знают. Тогда я добавляю, что «глупый не тот, кто не знает, а тот, кто не хочет знать». Если кто–то с третьего–четвертого раза мне таки называет автора данных цитат, то я повышаю ему отметку на балл по информатике — за умение искать информацию.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter