«Наниматели готовы брать кандидатов постарше». Что происходит на рынке труда?

Удаленная работа становится ближе

На часах 10.30 утра, захожу в здание отдела обслуживания граждан № 1. Здесь проходит одна из трех ярмарок вакансий, состоявшихся на этой неделе в столице. В просторном зале за столами сидят представители компаний и предприятий — заявлено было участие 4 работодателей. У всех раздаточный материал и бюллетени с предлагаемыми специальностями. Правда, соискателей пока почти нет: по залу неспешно бродит мужчина.

Фото Алексея Столярова

Подхожу к первому стенду, где расположились представители Фрунзенского отдела Департамента охраны МВД. Здесь ищут дежурных пульта управления, сторожей, охранников, контролеров контрольно-пропускных пунктов:

— Одно из наших требований — отсутствие судимостей, смотрим и на наличие административных правонарушений. Главное — ответственный подход к работе.

Широкий спектр специальностей предлагает представитель аутсорсинговой компании. Нужны грузчики, стикеровщики, уборщицы — рабочий персонал. Зарплата — 400—700 руб­лей.

— В ярмарках мы участвуем каждую неделю, получается находить людей — 1—2 человека с таких мероприятий приходят регулярно.

Минут через 20 становится оживленнее. Я знакомлюсь с 27-летним Максимом. Молодой человек пять лет отработал слесарем на заводе, успел выучиться на экономиста и пройти курсы, чтобы работать в логистике. По новой специальности отработал полгода, теперь в поисках:

— На собеседования зовут, но это заканчивается ничем. Почему — не знаю.

Мы с Максимом изучаем, что предлагают работодатели на ярмарке. Ни одной подходящей вакансии не нашлось. Максим признается:

— Рассматриваю и варианты не по специальности. Но это крайне нежелательно. 

В зал заходят двое крепких мужчин. Им, похоже, ассортимент профессий нравится. Одно но: работать хотят строго по договору подряда. А 23-летний Григорий подыскивает любую работу. Ограничение только одно — у парня инвалидность. 
По данным Белстата, средний возраст безработного — 38,1 года, а самый высокий удельный вес приходится на возрастную группу 20—24 года. Почти две трети — мужчины, образование чаще профессионально-техническое или общее
Сергей Лешко, начальник отдела обслуживания граждан № 1, рассказывает, что такие ярмарки проходят еженедельно:

— Количество посетителей разное, это зависит в том числе и от того, какие предприятия предлагают вакансии. В целом, ярмарки — лишь одно из направлений работы. Мы оказываем содействие в трудоустройстве, при этом учитываются образование, опыт и пожелания соискателя. Безработные граждане могут быть направлены на обучение по востребованным профессиям, в том числе с гарантией трудоустройства, претендовать на субсидию для открытия своего дела.

По данным Министерства труда, на начало августа уровень безработицы в стране составил 0,3%. Это ниже, чем за тот же период прошлого года — тогда было 0,5%. Но здесь учтены лишь те, кто зарегистрировался в качестве безработного в службе занятости. Анастасия Боброва, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН, поясняет, что более полную картину можно увидеть из данных выборочного обследования, которое проводит Белстат — здесь считают всех:

— Есть, к примеру, такие цифры: доля тех, кто искал работу, обращаясь в службу занятости, 18,6% (2017 г.), а тех, кто делал это в газетах и через интернет, — 64,2%. Многие обращаются к друзьям, родственникам и знакомым (53,6 %) или непосредственно к работодателю (27,7%).

Во втором квартале нынешнего года уровень фактической безработицы составил 4,4%. На начало года было 4,8%. Наблюдается тенденция к снижению. Тем временем число вакансий растет: в общереспубликанском банке вакансий их около 93 тысяч, в то время как еще в декабре прошлого года было 78,5 тысячи.

— Число вакансий увеличилось существенно, — констатирует Анастасия Боброва. — Определенную роль играет и пристальное внимание к политике занятости и работе с организациями. Что касается потенциальных работников, на начало года к людям в трудоспособном возрасте относилось 59% из общей численности населения. Раньше было больше. Однако увязывать это с существенными переменами ситуации на рынке труда я бы не стала. 

В пятерку самых востребованных работников попали водители, врачи, медсестры, уборщики и продавцы. Активно ищут место подсобные рабочие, экономисты, грузчики, бухгалтеры и инженеры. В целом, по данным на июнь, 64% заявленных вакансий — на рабочие специальности. Почему так? Анастасия Боброва поясняет: подобные тренды следует рассматривать в связке с экономическим развитием:

— Надо учитывать, что 20% от всех занятых у нас работает в обрабатывающей промышленности. Конечно, и спрос здесь будет больше в сравнении, например, с научной деятельностью, где занято 3,2% (за 2018 год). Но если проанализировать структуру потребности в работниках по видам экономической деятельности, то по последним опубликованным данным в 2017 году в сравнении с ­2016-м в промышленности увеличение составляет 75%, а для научной деятельности — почти в 3 раза. Растет и потребность в работниках сферы образования, здравоохранения и других. Важно учитывать также изменения в экономическом развитии. Например, увеличивается пассажирооборот и грузооборот, увеличились доходы от услуг почтовой и курьерской деятельности, и, соответственно, выросла потребность в работниках этих сфер. 

Осенью рынок труда может ждать оживление. Наталья Чайлытко, директор «Кадрового центра «Статус», говорит, что сезон активности нанимателей наступает в сентябре — ноябре и феврале — апреле. Кто больше всего востребован? Эксперт объясняет:

— Мой опыт показывает, что сейчас наибольший спрос наблюдается на специалистов по продажам. В первую очередь, от них ждут работы на результат. Должно быть активное желание продавать и умение работать с возражениями. Для бизнеса главное — повысить продажи. Поэтому такие специалисты разыскиваются наиболее тщательно. Зарплатные ожидания формируют оклад и процент от продаж или прибыли. Такие предложения устраивают работодателя и кандидата. 

Светлана Коростелева, директор кадрового центра «Квадрат», говорит, что топовым направлением является ­ИТ-сфера, а также продвижение в интернете. Появляются и совершенно новые специальности:

— К примеру, SMM-ассистент. Он создает человеку, допустим директору компании, контент для соцсетей, развивает аккаунт. Как? Сопровождает заказчика, наблюдает за ним, записывает его слова, делает хорошие фотографии. Для такого специалиста очень важны знания о продвижении в соцсетях, главным образом инстаграм.

Сравнительно недавно появился спрос на специалистов приборостроительной отрасли: нужны и продавцы, и инженеры. Активно ищут преподавателей, которые смогут заниматься обучением в интернете — вести занятия по скайпу, проводить вебинары. Как всегда, спрос есть на бухгалтеров. На юристов — с оговоркой: идеальный английский и знание международного права. К слову, английский сегодня очень важен для многих: тех же менеджеров по продажам, особенно в ИТ. Наши компании в этой сфере главным образом нацелены получать заказы из-за рубежа, у такого работника будет очень много командировок, говорит Светлана Коростелева:

— Нет запроса на экономистов-менеджеров — это слишком общая специальность. Сложно также переводчикам, психологам, рекламистам из офлайн-сферы. Но в целом практически в любой профессии есть разделение: если специалист знает системы автоматизации, умеет с ними работать, у него хороший уровень иностранных языков, он востребован. Те же, кто не умеет работать на компьютере, — нет.

У работодателей появляются и новые условия к работникам. Светлана Коростелева говорит, что они внимательнее стали относиться к трудовой биографии соискателей:

— Если человек поменял 6 работ за 3 года — это плохо. Желательно, чтобы работа на одном месте длилась 3—7 лет. Некоторые ищут людей, имеющих возможность работать удаленно — для этого нужно обладать хорошими навыками самодисциплины. Гибкий график, работа вне офиса становятся трендом и позволяют бизнесу экономить. Еще интересный момент: повышается возраст, при котором наниматели готовы рассматривать соискателя. Сейчас это до 50 лет при условии, что человек соответствует требованиям вакансии. Раньше было значительно меньше. Нередко не удается подобрать подходящего кандидата среди молодежи. Возможно, играет роль и то, что сами собственники бизнеса становятся старше, плюс повышается пенсионный возраст, а также увеличивается продолжительность жизни.

Несмотря на то что баланс сил на рынке в сравнении, к примеру, с 2014 годом снова сместился в пользу соискателей, поиск работы может быть простым не для всех: работодатели разборчивы. Главное правило рынка остается прежним: чтобы стоять на месте, нужно бежать, а именно непрерывно учиться новому и работать не только над задачами, но и над собой.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter