Любанщина: вторая шахтерская столица, малая родина Владислава Сырокомли и эпицентр русальной недели

Тут любо жить

Самый южный городок Минской области Любань живет в обычном размеренном ритме, как и десятки других. О таких говорят: город для жизни — тихий и спокойный, зеленый и уютный. Регион не очень богат на архитектурные памятники и достопримечательности, но у Любани своя история, хоть и статус города она получила только в 1968 году. Посмотреть здесь есть на что, не зря же Любанский край в народе широко известен как белорусские Мальдивы, куда полюбоваться красотой Голубых озер — бывших меловых карьеров с ярко-бирюзовой водой — съезжаются туристы. Сегодня город стоит на пороге больших перемен — его уже успели окрестить второй шахтерской столицей Беларуси: вовсю идет бурение шахт на одном из богатейших в стране месторождений калийных солей.


Новая веха

Сентябрь 2015 года стал поворотным в истории Любанского края: строительство Нежинского горно-обогатительного комплекса сулит небольшому городку с 11-тысячным населением завидное будущее. Большая стройка на базе Старобинского месторождения калийных солей — самый масштабный инвестиционный проект страны общей стоимостью 2 млрд долларов.

Фронт работ Игоря Порядина.

Главный специалист по капитальным выработкам «Славкалия» Игорь Порядин проводит экскурсию по объекту. Сейчас главный фронт работ — прокладка двух шахт в глубину на 700 и 725 метров:

— Эти работы уже почти перешагнули за экватор. В одном стволе пройдено 310 метров, во втором — 304. Кстати, здесь впервые применяется уникальная для всей Европы технология — проходка механизированным способом. Плюсы такого метода — большая производительность и максимальная безопасность. Фактически люди участвуют здесь только в управлении, всю работу делает машина.

Современная стволопроходческая машина — это комбайн высотой 25 метров и весом 400 тонн. На нем 11 этажей, каждый выполняет определенную функцию: один разрушает породу, другой поднимает наверх, у остальных тоже свои задачи. Уже к 2021 году шахты будут готовы, а первая линия производства по планам запустится через 3 года.

Пока «Ульяна» и «Ольга» (так назвали два современных бура) прокладывают стволы будущих шахт, город и район тоже преображаются. Инвестор недавно завершил реконструкцию железнодорожной станции Уречье. От нее возьмет начало 32-километровая железная дорога, которая пройдет и через Любань — в городе появится своя станция. Почти завершилась и прокладка газопровода, который параллельно захватит еще и 25 деревень, обновляются дороги. Поочередно город отремонтировал школы и детские сады, больницу, Дом культуры… Кстати, пару лет назад инвестор подарил Любани новый дом — он стал арендным и помог многим молодым специалистам решить квартирный вопрос. Строится и новый жилой квартал для будущих работников Нежинского ГОКа и их семей — 3 дома на 250 квартир. Новое предприятие привлечет не меньше 1,5 — 2 тысяч специалистов, а значит, по самым скромном подсчетам, в Любани прибавится около 6 тысяч жителей. В общем, скоро это будет совсем другой город, с современным импульсом.

В августе будет свадьба

Любанская ЦРБ стала для врача-педиатра Екатерины Ермак и анестезиолога-реаниматолога Александра Вишнаревского не просто первым рабочим местом после университета, но и местом счастливой встречи: в августе у них намечается свадьба. Молодые врачи учились в Гродненском медицинском университете. Катя сама родом из Любани, приехала в родной город по направлению два года назад. За год до этого в эту же больницу распределился и Александр. Молодым специалистам помогли с арендным жильем, есть перспектива строиться, да и на зарплату жаловаться не приходится — всегда при желании можно дополнительно подработать. Общие интересы, любовь к профессии и совместные дежурства — когда-то это все и свело Сашу и Катю.

На приеме у Екатерины Ермак.

— Саша мне помогал освоиться, — вспоминает девушка. — Приходилось дежурить по больнице, работать не только с детьми, но и с пациентами разных возрастов. Со временем начали тесно общаться, с тех пор и не расстаемся.



Александр шутит: кто, как не супруга-врач, поймет вечно занятого и живущего в особом ритме такого же мужа-доктора? В профессию Саша пришел не случайно: всю жизнь помнил медиков, которые когда-то вытянули его с того света, решил сам пойти в реаниматологи. А Катя всегда любила детей, поэтому стала педиатром. Очередь к ней в первое время едва ли не удвоилась: всем хотелось познакомиться и лично посмотреть на нового доктора.



— Секрет простой: надо внимательно относиться к ребенку, тогда и мама будет настроена к тебе положительно, — говорит девушка. — Первой задавать вопросы, вникать во все жалобы, дать нужный совет и постоянно улыбаться. Тогда в работе все сложится.

След Сырокомли

Увы, до наших дней на Любанщине не сохранился ни один из крупных исторических памятников, который может привлечь в эти края туристов. Нет здесь ни старинных усадеб и дворцов, ни фольварков и поместий. А если ничего не осталось, то надо возродить! Так подумала десятиклассница средней школы № 3 Полина Немальцева и решила реконструировать фольварк XIX века в деревне Смольгово, чтобы затем добавить на карту Любанщины новый туристический маршрут.

Полина Немальцева мечтает реконструировать фольварк в Смольгово.

— Фольварк Смольгово Бобруйского уезда Минской губернии — малая родина белорусского поэта и писателя, краеведа и этнографа Владислава Сырокомли, — рассказывает Полина. — К сожалению, до наших дней ничего не дошло. Но место очень интересное.

Школа — детский сад в Смольгово носит имя Сырокомли. Когда-то мама Полины Ирина Немальцева проработала здесь несколько лет директором. Ирина называет себя краеведом-любителем, знает о богатой истории Любанщины все. Есть в Смольговской школе и свой музей Владислава Сырокомли, которым 10 лет руководила Ирина Владимировна, ведь дети должны знать о своих знаменитых земляках. Своим примером вдохновила и дочку на такой масштабный исследовательский проект. А началось все с литографии Наполеона Орды, где была изображена малая часть фольварка.



— Нам стало интересно, что же осталось за кадром, — рассказывает Ирина Владимировна. — Обратились к материалам Национального исторического архива, изучили инвентарные записи построек того времени, связались с двоюродной правнучкой Сырокомли в Польше: все записи были на польском языке, она помогла нам с переводом. Вскоре мы уже знали, как располагались постройки на территории усадьбы.



Это была самая большая и сложная часть работы. А потом простой интерес вырос в целый проект. Полина прорисовала эскизы в компьютерной программе, будущий макет отдали в руки мастера по дереву, который изготовил детали. Хозяйский дом, пекарня, возовня, обора — хлев для коров, одрина — место, где хранили сено, спежарня — житница… Все это в миниатюре воссоздала школьница, показав, как выглядел фольварк в XIX веке.

— Смольгово и моя малая родина, — проводит экскурсию Полина. — Мне бы хотелось, чтобы Любанщина стала интересной для туристов. Мы разработали новый экскурсионный маршрут, создаем 3D-модель фольварка, чтобы можно было наглядно представить, как жили белорусы в то время. Возможно, когда-то и сам проект удастся воплотить в жизнь…

Староста Дворца

Активную пенсионерку Лидию Федоровну Бубич хорошо знают не только в ее родном поселке Дворец, но и далеко за его пределами. Ведь несколько лет назад за свои старания она была удостоена почетного звания «Человек года Минщины». Лидии Федоровне 61 год, и лет 20 назад сельчане просто взяли и нарекли ее, ценящую порядок во всем и всегда, своей старостой. С тех пор так и зовут Федоровна-староста.

Лидия Бубич в хорошей форме.

Каждый день Лидия Федоровна встает в 5 утра, без будильника, и начинает обход улиц с лейкой, чтобы полить высаженные ее же руками цветущие клумбы. Да и к соседкам надо заглянуть, помочь — многим бабушкам в округе уже далеко за 80, а красоту в своем дворике все стараются поддерживать. Хозяйства большого в поселке уже давно не держат, опять-таки возраст. Но забот у сельских жителей хватает. После поливки нужно управиться по дому, прополоть грядки, приготовить внукам (а на лето к Федоровне-старосте приезжают сразу четверо!). Дел невпроворот.



На столе в уютной беседке нас встречают ароматная клубника, собранная с утра на своем же огороде, теплые домашние сырники и холодный березовый сок. Рядом муж Анатолий и сосед Анатолий Бобко, местный депутат, ремонтируют газонокосилку — пора около домов подкосить. Лидия Федоровна говорит, что раньше деревня большая была, а сейчас хат 40 осталось. Зато летом все оживает: шумно, весело — внуки приехали.



Кем только не довелось за жизнь поработать Лидии Федоровне, пожила и в России, а потом вернулась назад, на малую родину. Постоянно приговаривает: «Где родился, там и пригодился». Около двора Федоровны под раскидистыми липами оборудован столик — это место сбора всей улицы, когда приезжает автолавка. Тут есть и посуда кое-какая, соль, спички — можешь взять, если у тебя что-то закончилось. Да и по праздникам здесь собираются, песни поют. Для местных два самых больших праздника — 9 Мая и 3 июля. Деревню в войну сожгли дотла, тут в свое время располагались партизанский штаб, военный аэродром, да и в лесу куда ни пойдешь, то и дело на партизанскую землянку натыкаешься. Здесь чтят память о погибших односельчанах, помнят, какой ценой далась победа...



Еще одна отдушина для моложавой пенсионерки — спорт. Каждый вечер они с соседками занимаются скандинавской ходьбой, а потом — фитнес. Нужно, мол, держать себя в форме, чтоб на здоровье не пришлось жаловаться. Наконец, третье место сбора — старое здание школы, где неравнодушные сельчане устроили музей местного быта, приходят сюда отдохнуть, попеть песни. Все эти годы они собирают по дворам вещи, оставшиеся от родителей, прадедов, чтобы бережно сохранить для потомков. Тут и 70-летние плетеные лапти, и старое веретено, и все деревенские орудия труда, сделанные вручную.

— Хочется, чтобы порядок был во всем, — признается неугомонная староста. — Тогда и хворобы никакие не страшны — некогда им просто за тебя цепляться.

Где  водятся русалки

Каждый год ровно на одну ночь 17-летняя Карина Пискун из агрогородка Сосны Любанского района превращается... в русалку. А все потому, что несколько местных деревень вот уже пару лет как возродили старинный обряд и ладят русальную неделю, которая праздновалась от Троицы и до следующего воскресенья. Считалось, что в эти дни русалки покидают свои водоемы и реки, луга и леса, гуляют по деревням и селам. Поддержишь вековую традицию — получишь богатый урожай.

«Русалка» — Карина Пискун.

…Вечереет. На праздник собираются самые красивые девушки из ближайших деревень, под народные песни гармонисты начинают свой обход, зазывая все село. Что надо, чтобы перевоплотиться в русалку? Да ничего сложного: длинная сорочка — домотканая, вручную расшитая узорными цветами и орнаментом, сплетенный из луговых трав венок и распущенные волосы. Карина кружит у костра в рубахе с длинной историей: 65 лет назад ее вышила местная жительница, в первозданном виде она дошла до наших дней, став нарядом для русалки. Льются песни — обязательно «русальные», которые издавна в это время года пели здесь наши прапрадеды. А чтобы стать главной русалкой, нужно пройти нехитрое испытание. В руках у ведущей пустой кувшинчик, накрытый салфеткой. По очереди каждая девушка подходит и наливает в него воды, приговаривая: «Каб жыта радзiла!», «Каб стада пладзiла!»... И так, пока вода через края не польется. На ком она разольется, та и станет главной русалкой.



Любовь к народным традициям Карине привила ее бабушка Тамара Пискун — главный запевала народных песен в Соснах, руководитель клуба народных традиций «Вытокi» и ансамбля народной музыки в Сосновском доме культуры.



— Надо знать свои корни, рассказывать о них молодежи, чтобы не забывали, — убеждена Тамара Григорьевна. — Хорошо, что нашим детям это интересно, праздники проходят шумно и весело.



Каждое село водит вокруг своей русалки хоровод, поет песни, потом все сливаются в один большой круг, а девушки танцуют возле костра. После все русалки бросают свои венки, а молодые хлопцы должны их поймать. Словил — лови и русалку, которая тотчас начинает убегать. Дальше нужно заплести ей косу и, по местной традиции, повязать два фартука, чтобы удержать от проказ. Затем старшие девушки сжигают в костре свои венки, загадывая желания: «Хлопца добрага, жыта налiўнога, здароўя моцнага!»



«Павяду русалку да бору, а сама вярнуся дадому» — этими словами главную русалку провожают в лес и оставляют там, чтобы унесла с собой и всю нечисть, которая может попортить урожай. А само гулянье продолжается. Каждая деревня располагается у костра и жарит «яечню». Пока шкварки шипят на сковороде, заливисто играет гармонь, льются песни. Блюдо готово — и каждый своей «яечняю» угощает гостей из другой деревни в знак гостеприимства. Ну и какое же гулянье без крепких национальных напитков? Горькую надо обязательно выпить из пустых яичных скорлупок.



Чем живут современные русалки? Карина хорошо окончила школу, намерена учиться дальше. Занимается спортом — баскетболом и волейболом. С детства увлекается народными обрядами, песнями и танцами, устраивает вместе с сельчанами гулянья, участвует в «Дажынках».

— Кому передам звание русалки? Думаю, претендентка найдется. На Любанщине много красавиц, — улыбается Карина.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter