Рукоделие и любовь к малой родине соединились в один необычный проект

Тряпичных дел мастерицы

Москва, Уфа, Брянск, Тюмень, Ишим... Уже полгода по России путешествует необычайно добрый и красивый кукольный хоровод Ирины Хабышевой. В стремлении показать людям их малую родину через тряпичную игрушку народный мастер Пермского края объединила вокруг себя более семи десятков неравнодушных девушек, женщин, бабушек.

Белорусские мотивы в кукольном хороводе Ирины Хабышевой одни из самых ярких.
ФОТО ИЗ АРХИВА ЛЮБОВИ ЕМЕЛЬЯНОВОЙ

С неизбывным удовольствием творческий проект россиянок поддержала рукодельница из Беларуси Любовь Емельянова. Эта бывшая сельская учительница пока в одиночестве представляет страну. Можно не сомневаться, что список участниц хоровода пополнят другие ее соотечественницы. Времени достаточно, ведь на реализацию инициативы заложено пять лет.

— Мы начали в мае 2020‑го, в самую пандемию, — вспоминает Ирина Хабышева. — Раз встречаться лично и проводить массовые выставки не разрешалось, придумали встречаться... куклами. Хоровод — символ солнца на земле, он объединяет и согревает разные города, регионы, даже страны.

Уж больше года назад Ирина Ивановна создала простой образ куколки. Ее тело — треугольник, голова — круг, ручки и ножки незатейливы, торчат в разные стороны, словно солнечные лучи. Кажется, мадам только что «сошла» с рисунка первоклассника. Выкройка для всех мастериц едина — так нужно для соблюдения законов гармонии. Но вот выражение лица, прическу, одежду, обувь и головной убор каждая мастерица разрабатывает самостоятельно. Если еще в сентябре куколок было чуть больше 60, то сейчас их 101 — 77 больших и 24 малых, что подразумевает уже два хоровода. Кто‑то сделал один экземпляр, Ирина Тарасенко, сопровождающая проект в Тюменской области, — даже три. В этой пестрой компании есть по несколько тряпичных барышень с именем «Москва», «Липецк», «Пермь».

— Работы все разные, ведь и их авторы не похожи друг на друга. Помните песню «Возьмемся за руки друзья...»? Мне очень хочется, чтобы то же самое сделали люди, творческие люди. А кукла сегодня — нечто вроде манифеста. Раньше с флагами выходили, теперь с рукодельными вещами — чтобы выразить свою позицию по тому или иному поводу, — размышляет Ирина Тарасенко. Эта идея близка и представительнице пригорода Бобруйска Емельяновой: на наряд своей куколки она поместила местную знаменитую крепость, которую так и не смог взять Наполеон, реку Березину, цветы льна и много‑много маленьких звездочек.

— Я из учителей. На пенсии давно. Скучно ничего не делать, поэтому всякий раз придумываю себе занятия: вышиваю по схемам картины, шью кукол. О проекте узнала из интернета. Попросилась в команду, и дело закипело, — рассказывает женщина. — Знаю, что хоровод уже доехал до Западной Сибири. Вот бы и к нам когда‑нибудь заглянул.

Пока же куколками любуются земляки сказочника Петра Ершова в малом городе Ишиме.

В ТЕМУ

В настоящее время проект «Кукольный хоровод» объединяет 72 участницы из России, Беларуси и Японии. Куклы представляют восемь федеральных округов РФ, 36 регионов, 53 города, 11 сельских поселений.

Ирина Никитина

nikitina‑komarova@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter