Отъезд одних — в данном случае, японцев — великий шанс для других, и Владимир Руда на сто процентов этим шансом воспользовался.
Брестчанин, он в 2015 году окончил Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж и за шесть с половиной лет в Большом театре исполнял в основном партии второго плана. Скажем, в премьерном составе «Конька-Горбунка» он танцевал Солиста на ярмарке. А в «Анне Карениной» он был одним из восьми солистов кордебалета.
В первый раз Владимир Руда ярко заявил о себе 23 октября 2019 года, исполнив основную сольную мужскую партию в балете Иржи Киллиана «Шесть танцев» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Но это, конечно же, было несравнимо с нынешним прорывом. Да и сам тот 25-минутный балет как-то незаметно исчез из афиши театра и ушел в небытие, хоть и сохранился в репертуаре.
И совсем другое дело — Дьявол в «Сотворении мира», партия великая и грозная, и безумно сложная технически.
— Мы хотели поговорить об истории взросления человечества, — сказал еще при первой постановке «Сотворения мира» народный артист СССР Борис Елизарьев, а было это ни много ни мало в апреле 1976 года.
Сейчас балет идет во второй редакции, и эта мысль постановщика лишь заострилась до глубочайшего трагизма и столь же страстной, трепетной надежды.
— Новое, самое крутое изобретение Бога — Человек — потрясло Дьявола, как потрясает современных мальчиков появление очередного айфона, — рассказывает первый исполнитель партии Дьявола, народный артист БССР Виктор Саркисьян. — «О боже, я должен его иметь!» — переклинило Дьявола, и он стал переманивать парня и его девушку в свой мир.
Адам и Ева, наивные, болтаются между Богом и Дьяволом, но вдруг наступает момент, когда «свой в доску» Дьявол сбрасывает маску веселого и бесшабашного парня, и открывается мертвящий лик Зла, несущего ужас, смерть и разрушение.
Владимир Руда в партии Дьявола в балете «Сотворение мира»
Чтобы выразить такую мысль через танец, нужны особые краски, и далеко-далеко не каждому это под силу.
— Я долго репетировал, я долго-долго готовился, — рассказывает в недавнем прошлом исполнитель этой партии Иван Савенков. — Но когда я вышел на сцену в первый раз — я скажу вам откровенно, — сцена меня пережевала, выплюнула и просто размазала, потому что это невероятное ощущение пространства, ты чувствуешь себя песчинкой, маленькой пылинкой в этом объеме, когда вся эта мощь на тебя давит.
Виктория Тренкина и Владимир Руда в балете «Шесть танцев»
Теперь в этот космос вышел Владимир Руда.
И совсем другая — но тоже острохарактерная — партия Конька-Горбунка.
— Мы же не могли в балете сделать ему горб, но в то же время он должен быть очень узнаваем, — говорит художник по костюмам Екатерина Булгакова.
А значит, образ «смекалистого и хитрого Конька-Горбунка, который, словно Дроссельмейер в “Щелкунчике”, единственный знает, что было, что будет, и управляет событийным процессом» (я цитирую слова хореографа-постановщика, народного артиста БССР Юрия Трояна) создается исключительно танцем и мастерством актера.
— Сотворение себя — главное мастерство любого человека, — говорит Валентин Елизарьев.
Сотворение артиста — такой же сложный и целенаправленный процесс, в котором есть и элемент везения, судьбы, и счастье, когда тебе доверяют и тебя вдохновляют. На наших глазах в Большом театре выросло много артистов, и почти никто из них не начинал с принцев и принцесс. Рост продолжается, и он обязательно даст свои плоды.
Владимир Руда в партии Дьявола в балете «Сотворение мира»
Фото Большого театра Беларуси