Эксперты — о важности наращивания экспорта белорусских товаров за рубеж

Тренд на развитие

В бюджете 2024 года на поддержку экспорта предусмотрено на 20 процентов больше, чем в 2023-м. Об этом было заявлено на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики. Рост экспорта в текущем году обеспечен в том числе за счет использования механизмов государственной поддержки. На каждый рубль потраченных бюджетных средств получено от 12 до 147 рублей валютной выручки. Почему экспорт так важен для экономики Беларуси, какие отрасли обладают наибольшим потенциалом и нужны ли дополнительные меры для наращивания усилий, в эфире ток-шоу «Экономическая среда» разбирались эксперты.

Баланс интересов

Заместитель Главы Администрации Президента Максим Ермолович акцентировал внимание на важности экспорта для нашей страны: 

В первую очередь он заключается в том, что это возможность получения средств для оплаты импорта. Действительно, как фактор внешней торговли экспорт для Беларуси традиционно являлся самым важным направлением экономической деятельности.

Максим Ермолович.

Почему? Поскольку у Беларуси недостаточно природных ресурсов и для обеспечения своего функционирования экономике нужны ресурсы.

Мы импортируем энергоносители, большинство сырьевых товаров, которые используем в производстве. У нас достаточно высокая доля промежуточного импорта. Поэтому для того чтобы оплачивать этот импорт, необходимо производить продукцию не только для внутреннего потребления, но и на экспорт, — пояснил Максим Ермолович.

Эксперт напомнил, что долгое время белорусская экономика приходила к тому, чтобы соотношение экспорта и импорта сбалансировалось:

Экономика всегда ищет такой баланс, новые качества, позволяющие стране оплачивать импорт товаров, которые она не производит, и создавать продукты, конкурентоспособные на внешних рынках, для того чтобы получать необходимые средства для оплаты этого импорта. 

Он подчеркнул, что экспорт — это валюта, без которой страна и экономика жить не могут:

И мы богатеем, когда наш экспорт превышает объемы нашего импорта и внутреннего потребления. Фактически мы можем накапливать свои валютные резервы за счет того, что объемы производимой продукции превышают объемы потребления как собственных произведенных продуктов, так и импортируемых. Это очень важно. Следовательно, для того чтобы развиваться и расти, Беларусь не может обойтись без экспорта товаров. Тем более мировой рынок все более глобализируется, поэтому для того чтобы эффективно функционировать, экономике надо заходить на все рынки, которые существуют в мире.

Мнение заместителя Главы Администрации Президента поддержала и председатель Национального статистического комитета Беларуси Инна Медведева:

Инна Медведева.

— Наша экономика является открытой: 60 процентов у нас доля импорта, и нам надо уравновесить, плюс это еще и развитие научного кадрового потенциала. Потому что мы конкурируем на внешних рынках с производителями и, соответственно, нам надо двигаться вперед. Это наука, это высокотехнологичность. И сегодня, например, в выручке каждый пятый полученный рубль — это инновационная продукция. В экспорте каждый третий полученный рубль — это высокотехнологичная или наукоемкая продукция.

Санкции не помеха 

Сегодня поставки белорусской техники демонстрируют значительный темп роста. Со своими товарами и услугами Беларусь зашла в 161 страну в мире. Это сказывается на наших возможностях и эффективности отечественной торговли.

Фото Алексея Вязмитинова.

Максим Ермолович акцентирует, что мы должны быть технологически независимы:

Технологический суверенитет — это тоже один из факторов безопасного экспорта нашей продукции, когда мы не зависим от целой цепочки поставщиков.

Сбалансировать экономику помогает и импортозамещение, объясняет эксперт:

Независимо от того, как будет себя вести конъюнктура внешнего рынка, мы всегда сможем произвести товары для собственного потребления и не надеяться на экспорт. 

Пример тому строительство АЭС. Замглавы Администрации Президента пояснил:

Этим решением страна заместила в балансе потребляемых энергоресурсов почти четверть всего объема по стоимости газа. 

Кстати, это большая экономия для нашего платежного баланса.

Замминистра экономики Андрей Картун дополнил: 

Андрей Картун.

— Газ — это конъюнктурный товар, который подвержен изменению цен.

С другой стороны, Беларусь работает над импортозамещением. Например, в машиностроении мы зависели от поставщиков, разбросанных по всему миру. 

В этой связи Максим Ермолович напомнил:

В Европейском союзе мы закупали товары, которые комплектовали нашу технику в Китае, даже в США. Сейчас ввиду определенных причин, неэкономических, эти цепочки разрушены. Это удар для экспорта. 

Но наша страна не растерялась: эффективно и быстро начали производить эти товары самостоятельно. Нашли альтернативу поставщикам. И главное, не проиграли в качестве. К слову, сегодня объем поставок белорусской техники демонстрирует значительный темп роста.

Нам говорят, что Россия потребляет сегодня основные товары из Беларуси. Это не так. Мы приходим в новые страны. Перечень государств, куда мы поставляем машиностроительную технику, продукцию машиностроения, постоянно расширяется, — пояснил Максим Ермолович.

Не секрет, что наращивание экспорта — задача белорусских посольств за рубежом. И на какие сферы дипломаты в своей работе делают акцент, конечно, зависит от специфики конкретной страны.

Например, экономические связи между белорусскими и итальянскими предприятиями насчитывают десятилетия. Итальянское оборудование стоит на многих предприятиях. Белорусская продукция, того же БМЗ, в прошлом году должна была быть поставлена на рынок Италии. Но санкции сделали свое дело.

Тем не менее большинство итальянских предприятий продолжают работать с Беларусью, несмотря на сложности с логистикой и платежами.

Перспективные направления

Стоит отметить, что экспортные успехи страны определяются внешнеторговыми победами конкретных производителей. Показательным примером можно назвать белорусское продовольствие: оно экспортируется более чем в 100 стран. Есть все основания полагать, что в текущем году поставки нашей продовольственной продукции на внешние рынки превысят 8 миллиардов долларов. Для этого нужны конкурентоспособный продукт, инициатива и активные действия.

Для того чтобы эффективно экспортировать товары, нужно объемами экспорта прирастать без увеличения объемов импорта, — уверен Максим Ермолович.

ФОТО ЕЛИЗАВЕТЫ КОБЕЦКОЙ.

Цель — экспортировать больше товаров с высокой добавленной стоимостью.

Направления, в которых экономика будет развиваться, четко определены. В первую очередь это микроэлектроника, машиностроение, станкостроение, то есть высокотехнологичные товары и обеспечивающие импортонезависимость и технологический суверенитет страны.

Еще одно перспективное направление — рынок биотехнологической продукции. В основном здесь доминируют развитые страны: ЕС и США. Туда же начинает прорываться Китай. Высокое значение имеет и фармацевтическая продукция.

Но нельзя забывать о традиционных для нас продуктах, — акцентирует внимание Максим Ермолович. — Это товары, которые производятся из местного сырья. Мы провели достаточно глубокую модернизацию в деревообрабатывающей отрасли. Но необходимо идти дальше. Нужно увеличивать глубину переработки древесины. В этом направлении надо двигаться.

Стоит сказать, что в Беларуси большие объемы спелого леса. Это дает возможность заготавливать много древесины.

— Спрос на эту продукцию на мировом рынке неограниченный, — добавил Максим Ермолович. — А это производство и целлюлозы, и бумаги, и мебели.

Одно окно ВЭД

В нашей стране используются разные меры финансового стимулирования экспорта. Созданы необходимые институты: институт развития, торгово-промышленная палата, центр маркетинга и конъюнктуры цен и с недавнего времени агентство по экономической деятельности.

Кстати, в этом году в стране может заработать одно окно ВЭД. Заместитель министра экономики Андрей Картун пояснил по этому поводу:

Сейчас широко развивается такой инструмент, как компенсационная торговля. Это значит, что такие институты помогают субъекту искать контрагента. Условно говоря, обменять апельсины на трактор. И в итоге все довольны, деньги пришли.

Он добавил:

В этом году рассматривается идея создать одно окно ВЭД на базе центра маркетинга и конъюнктуры цен. Функция проста: субъект может зайти в этот институт со своим товаром, а там ему подскажут, куда и как продавать, какие схемы использовать.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter