"Р" отправилась на "контрольную закупку" вместе с сотрудником филиала транспортной инспекции по Минску

Тест для маршрутного такси

«Клиент всегда прав (пока жив!)». Такая надпись красуется в салоне маршрутки, курсирующей по маршруту Минск — Лошица. Шутка или нет, проверяем с сотрудником филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Министерства транспорта и коммуникаций Виталием КИРИЛЛОВЫМ.


В салоне мест для сидения 19, пассажиров 5. Все ли с билетами? Оказалось, нет.

— Да он только зашел, — объясняется водитель.

— Как только зашел? Я же вам деньги отдал за билет, а билет вы мне не дали! — возмущается мужчина, на которого водитель попытался переложить свою вину. 

И все же маршрутчику пришлось сознаться, поскольку другие пассажиры вмешались в спор и встали на сторону несправедливо обиженного пассажира.

Выписывая штраф, Виталий Кириллов объясняет: «В городских маршрутках водитель обязан выдать пассажиру билет в самом начале поездки. А на нерегулярных перевозках билеты не предусмотрены — там действует заказ-наряд». Чтобы проверить, все ли нерегулярные перевозчики ездят по правилам, отправляемся к Минскому центральному железнодорожному вокзалу. Неподалеку — автовокзал, на территорию которого нерегулярного перевозчика не пускают. Именно в таких местах — с большим пассажиропотоком — и коротают время в ожидании клиентов частные извозчики. Здесь же их проверяют сотрудники транспортной инспекции.  Хотя могут остановить и во время движения по маршруту.

К остановке на Кирова, 2 каждые 5 минут, если не чаще, приезжает и уезжает какая-нибудь маршрутка. Заходим в синий «Фольксваген», с минуты на минуту отправляющийся в Могилев. Регистрационные знаки желтые, на лобовом стекле — табличка «заказной». Снаружи все в полном порядке. А внутри?  Водительское, талон к нему, техпаспорт, сертификат о прохождении техосмотра, страховые полисы… Полный боевой комплект. С особым вниманием Виталий Кириллов смотрит в путевой лист, и вот почему:

— В путевом листе должна стоять отметка о прохождении медосвидетельствования перед выездом в рейс и осмотре автомобиля механиком. Должно быть указано и время выезда, чтобы контролировать, сколько часов водитель находится за рулем. Перерыв между сменами — не менее 12 часов. 

Иначе водитель устанет и может уснуть прямо за рулем, тогда ДТП не избежать. Особенно этим грешат водители городских маршруток, жаждущие подзаработать. «На днях остановил маршрутчика около 22.00. В путевом листе начало работы в 7.00», — вспоминает Виталий.

Одно грубое нарушение — и прощай, лицензия. В случаях, если нарушение негрубое, то инспектор составляет акт внеплановой проверки, после — предписание на устранение недостатков. Самое распространенное — ненадлежащее оформление кузова. Как раз за это составляем акт на водителя «Фольксваген Крафтер», едущего в Могилев. 

— На бортах отсутствует информация о реквизитах перевозчика, в частности его название, номер лицензии и срок ее действия, — объясняет Виталий Кириллов.

— Информация была на магнитной наклейке, но ее ветром сдуло, — слышим от водителя Андрея.

Казалось бы, мелочь, но как быть пассажиру? Он должен быть уверен, что его повезет квалифицированный водитель лицензированного перевозчика. Именно для этого и нужна информация о перевозчике на кузове. Потому Виталий Кириллов составляет акт. Документ направят в филиал транспортной инспекции по Могилеву, где водителя оштрафуют на 0,5 базовой. 

Кстати, много проблем возникает с полисом страхования гражданской ответственности перед пассажирами. Например, если у перевозчика много маршрутных такси, то каждому выдается заверенная печатью и подписью копия. Бывает, срок действия полиса истекает, а подготовить новый не успевают. То есть по факту у владельца он есть, но у водителя на руках его нет. Это тоже нарушение.

— Если в ДТП пострадает пассажир, то страховая компания компенсирует затраты. Это одна из причин, почему надо отдавать предпочтение легальным перевозчикам, — уверен инспектор.

При наличии серьезных неисправностей сотрудники транспортной инспекции могут даже  запретить маршрутке выезд на линию. Среди прочего — отсутствие поворотников, фар или бампера, трещины на лобовом стекле и неисправный стеклоочиститель со стороны водителя. За любую из этих неисправностей штрафы начинаются от   4 базовых. 

Тем временем инспектор проверил одну маршрутку, другу, третью... Все в порядке.

— В последние годы нелегалы вышли из тени, поумнели и обзавелись лицензиями, зарегистрировались как ИП. Сейчас нелегальные маршрутчики в Минске — редкость, а легальные, в большинстве своем добросовестно исполняют обязанности.  Урегулировать ситуацию удалось в том числе и благодаря постоянному контролю с нашей стороны, — уверен Виталий Кириллов.

Коротая время в ожидании следующей маршрутки, инспектор рассказывает, что самый эффективный способ проверки нелегалов — контрольная закупка. В прошлом году провели 50 таких закупок, и все результативные. Сотрудник, одетый по гражданке, подсаживается в машину к нелегалу, рассчитывается купюрами, номера которых заранее переписаны, и на конечной остановке их ждет экипаж транспортной инспекции.

Иногда водители ведут себя агрессивно или отказываются представить документы. В таких ситуациях вызывают милицию либо по автомобильным номерам выясняют имя владельца и выписывают штраф от 10 до 50 базовых. 

Заходим в следующую маршрутку. «Фольксваген» тоже едет в Могилев. В техпаспорте значится 15 пассажирских мест. Пересчитываем, все верно. Еще в салоне есть «подлокотник», об истинном назначении которого несложно догадаться: легким движением руки он превращается в дополнительное сиденье, на которое можно усадить 16-го пассажира. В таком случае это будет нарушение, но поскольку валик сложен, претензий нет. А грешат увеличением количества сидений маршрутчики часто. 

— Оборудовать дополнительные места имеют право только специальные организации, которые имеют на это лицензию. Они учитывают фактор безопасной и комфортной перевозки пассажиров, — инспектор объясняет процедуру. — Переоборудованный автомобиль становится на учет в ГАИ и проходит техосмотр. Если мест больше, чем в техпаспорте, — это грубое нарушение.

В салоне «Фольксвагена» есть все необходимые наклейки с информацией о запасных выходах, с реквизитами перевозчика, а также с фотографией и именем водителя, поскольку пассажиры должны знать, кто их везет. Два огнетушителя (в маршрутке их должно быть не менее двух). В салоне чисто и аккуратно, а что в багажнике? Аптечка и противооткатный упор на месте. 

За пару часов нашего дежурства с транспортной инспекцией в районе ж/д вокзала мы проверили более 15 маршруток и только в 3 из них выявили негрубые нарушения. Хотя еще пару-тройку лет назад картина была прямо противоположная.

Цифра

В 2015 году сотрудники филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области провели более 2 тысяч внеплановых проверок, во время которых проверили 60 тысяч автомобилей и выявили почти 7 тысяч нарушений. К административной ответственности удалось привлечь 6,6 тысячи перевозчиков и водителей. Общая сумма наложенных штрафов превысила 8,4 миллиарда рублей. Инспекторы также выявили 287 нелегалов. Для сравнения: в 2014 году их было 400. Всю информацию о незаконной предпринимательской деятельности передали в Министерство по налогам и сборам, один автомобиль конфисковали.

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter