Ведущая «Альфа Радио» Татьяна Щербина: «Кажется, что люди устали от политики, но нет, самая «жара» начинается, когда затронута актуальная повестка»

Татьяна Щербина: «Патриотизм — это не просто термин, а любовь к Родине — не просто слова»

Ключик к «невероятному» сознанию — эмоции и амбиции, так считает ведущая «Альфа Радио» и программы «Скажинемолчи» на телеканале «Беларусь 1» Татьяна Щербина. Против Беларуси играют не только политики и экономисты, но и высококлассные психологи — тем более важно серьезно относиться к информационной безопасности и защищать себя от манипуляций. На «Альфа Радио» Татьяна ведет ежедневную авторскую программу «Картина дня», поэтому всегда в курсе текущей повестки и событий в стране и в мире.


— «Картина дня» — это первый авторский проект в твоей личной истории? 

— Я начинала в программе «Радиофакт» на Первом нацио­нальном канале Белорусского радио, работала на телеканале СТВ как шеф‑редактор программы «Минщина», но меня никогда не привлекала работа в кадре — даже когда я делала новостные сюжеты, никогда не записывала стендапы. А проект «Картина дня» появился в августе прошлого года. «Альфа Радио» изначально было развлекательной радиостанцией, но тогда встал выбор: надо было что‑то делать, не песенки крутить, а доносить до людей информацию. Так и родилась новая программа.

— Создать авторский проект с нуля, в кратчайшие сроки, фактически в одиночку — что для этого требуется?

— Опыт. Я в своей жизни выпускала программы, делала сюжеты и репортажи как корреспондент, работала в качестве ведущей — все это пригодилось для создания проекта. Все пошло в дело. В тот момент нужно было собраться и отдаться работе полностью, некогда было жаловаться на перегрузки, расслабляться и ждать от кого‑то помощи. Хотя очень большую поддержку мне оказали коллеги из «СБ. Беларусь сегодня»: мы маленькая, но гордая радио­станция, так что у меня не было собственной корреспондентской сети, и свои плечи подставили пишущие коллеги, которым я очень благодарна.

— Ежедневная программа пять дней в неделю — насколько напряженная это работа?

— Эфир начинается в 18:07 по будням, и тебе каждый раз нужно успеть пообщаться с гостем, записать актуальное мнение, собрать факты… Первые недели это был даже не ад — адище. А потом ты втягиваешься. Но как только я вошла в ритм выпуска ежедневной радийной программы, появился проект «Скажинемолчи» на телеканале «Беларусь 1». И вот когда ты полдня занят на телевидении, а вторую половину на радио и нужно успевать везде, получается, что ты круглые сутки в режиме 24 на 7 находишься в информационном поле и выпасть невозможно — иначе не выйдет программа. 

— Переход из развлекательного формата в общественно‑политический — это, по‑твоему, идет в плюс или в минус радиостанции?

— Пусть об этом скажут слушатели. Сама я на радио с конца 1990‑х, с детства читала массу газет, мы выписывали столько, что они не помещались в почтовый ящик. Приходя из школы, я сперва прочитывала всю эту пачку, а потом уже шла обедать. В информационном потоке я практически всю жизнь, и мне это нравится. Но много раз замечала в такси: есть те, кто, как только начинаются новости, начинает судорожно переключать радиостанции, им нужна только музыка. Все люди разные. Мы получаем отклик от слушателей. Когда появилась «Картина дня», через месяц‑полтора нам стали звонить слушатели и благодарить. Звонят обычные граждане, звонят с предприятий и из организаций, даже эксперты сами иной раз говорят: «Хочу по­участвовать в программе». 

— Обращаясь к теме телевидения: как ты стала ведущей программы «Скажинемолчи», если всегда избегала работы в кадре? Что заставило изменить подход?

— Все мы помним, что происходило со СМИ в прошлом августе. И те из медийных лиц, которые демонстративно уходили с ТВ, не думали о тех, кто за кадром. Ушло, условно говоря, трое ведущих, и десятки человек остались без заработка: осветители, режиссеры и звукорежиссеры, редакторы, операторы, ведь съемочная группа — это большой организм. Мне позвонили и спросили: можешь взяться? Я даже не знала на тот момент, на что соглашаюсь, знала одно: своим надо помогать. От обсуждения проекта «Скажинемолчи» до выхода первой программы прошло чуть больше недели. 


— Притом что обычно запуск занимает несколько месяцев?

— Да, но, что называется, время выбрало нас. В тот момент нельзя было тянуть, потому что мы рисковали проиграть в информационной войне. Мы собрались — трое ведущих, которые одновременно являются авторами сценария: я, Виктория Попова и Елена Лескова. На сегодня уже вышло больше 100 выпусков программы с разными героями. У нас в гостях были политологи и музыканты, журналисты и актеры, врач‑сомнолог, ювелир, парфюмер: профессия неважна, главное — интересная личность и чтобы человеку было что сказать. Гости появляются самыми разными путями, вплоть до того, что мы кого‑то увидели в соцсетях: вот интересный человек. 

— Но все‑таки более востребована общественно‑политическая тематика?

— Это то, что волнует людей. Абстрактные разговоры на отвлеченную тему сейчас неинтересны зрителю. 
Самая «жара» по просмотрам, по комментариям начинается, когда затронута актуальная повестка. Мы думали, что люди устали от политики — нет, не устали, и у многих еще болит, им хочется высказаться. Люди очень тяжело переживали августовские события, у них до сих пор сердце сжато, они хотят дать выход своим эмоциям и хотят, чтобы их услышали. 
Но нет такого, чтобы кто‑то сверху нам давал указания, кого приглашать. Когда говорят о цензуре — не смешите меня! Весь материал изначально подбираем сами, пишем сценарии, и за все время ни разу никто в них не вмешивался. Есть исключительно внутренняя самоцензура, когда ты понимаешь, что некоторые вещи недопустимо говорить с экрана телевизора, — так же, как в общественном месте. 

— Все мы с прошлого года устали от противостояния и пытаемся делать шаги к примирению. Насколько лично ты готова принять обратно в свой круг тех, кто его покинул в августе?

— Они же сделали это не по моей инициативе. Вокруг меня не было никаких баталий, никаких боев, никто не говорил друг другу каких‑то гадостей, это было бескровное расставание: с некоторыми людьми мы просто перестали общаться. Остались друзьями в соцсетях, но в жизни тихо разошлись. Я готова к диалогу, готова просто общаться, но не хочу, чтобы меня перетягивали на «сторону света» и пытались запудрить мозги. Со своей стороны, я не буду никого агитировать — не хочу навязывать свою точку зрения. Мне очень жаль одного старого приятеля, которому расшатали нервную систему и эмоции настолько, что на волне августовских событий он и половина вверенного ему коллектива покинули рабочие места. Просто уволились. Человеку оставалось пару лет до пенсии, а его взяли и обманули, как котенка. Мне обидно и по‑человечески его жалко. 
Ведь все неприятности, происходящие с людьми, поддавшимися эмоциям в то время, — это не какие‑то там гонения. Они пытаются обвинять власть в том, что с ними произошло, но в ту ситуацию, в которой они оказались в итоге, их столкнуло вовсе не государство. Людей обманули, а они даже не хотят этого признать. 
— На самом деле страшно осознавать, что ты был не прав, своими руками разрушил свою жизнь…

— Я думаю, что именно люди, неспособные признать свои ошибки, легче всего поддаются манипуляциям. Ведь взрослость человека заключается в его способности нести ответственность за свою жизнь, свои поступки. Если ответственности нет, такой человек никогда не признает свои ошибки, у него виноват кто угодно, только не он. Эмоциональная незрелость, отсутствие критического мышления, неумение анализировать и сравнивать — ведь далеко ходить за примерами не надо, «цветных революций» по миру только за последние годы множество и аналогии считываются моментально. Но у кого‑то есть аналитическое мышление, у кого‑то нет, плюс играют роль личные амбиции: непризнанных гениев тьма. У меня нет амбиций, я семь лет руководила радиостанцией «Радиус FM» и просто не стала продлевать контракт, когда он закончился. Шла на «Альфа Радио», чтобы просто работать в новостях, и у меня нет желания занимать какие‑то посты. Поэтому, наверное, и раскачать меня не удалось — поманить было нечем. За портфелями не гонюсь, а деньги у них я бы просто не взяла — понимаю, что это за деньги. А когда в человеке совмещаются эмоции и амбиции, он очень удобная жертва для манипуляций. 

— Всех нас занимает вопрос: что же дальше?.. 

— Главное, чтобы каждый человек понимал, что патриотизм — это не просто какой‑то термин. Любовь к Родине — это не просто слова. Если ты работаешь и качественно выполняешь свою работу — это и есть патриотизм и любовь к Родине. Родина — это место, где ты живешь, это твое дело и люди, с которыми ты общаешься. А качать нас будут, началась игра вдолгую. Сейчас вводятся экономические санкции, цель в том, чтобы народ обнищал, чтобы развалить страну. Это те перемены, к которым нужно стремиться? Я не думаю. 

Поэтому надо сплотиться и понимать: наша Родина — Беларусь, и если мы сейчас сдадимся, у нее нет будущего. Но если каждый будет делать свое дело и отдавать себя ему полностью, тогда мы выстоим.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter