Директор Гомельского областного музея военной славы о том, почему оружие не ожесточает, а воспитывает

Танки в центре Гомеля

В небольшом уютном дворике в центре города стоит самый настоящий паровоз, раскинул крылья военный самолет и задрали в небо свои дула воевавшие за свободу страны танки.


Когда видишь танк не на снимке, поражает его мощь. И можно явственно представить его на поле боя.

Гомельский областной музей военной славы свои двери открыл не так давно — в 2004 году, но сегодня по посещаемости входит в первую десятку музеев Беларуси. У его руля нынче стоит молодой и креативный руководитель — Светлана Ярковая. Вместе мы прошлись по ее любимым локациям в Гомеле, обсудили, как привлечь в музеи молодежь.

Дом с лепниной

Будущий историк Светлана Ярковая родилась в семье сотрудников милиции. Вот только получать, как подавляющее большинство родственников, юридическое образование не стала.

— В детстве я читала «Особенности допроса несовершеннолетних» — что на полке стояло, то и брала. Потом переключилась на исторические романы, а с них — на дневники и биографии исторических деятелей.

Любовь к истории подкреплял и окружающий городской пейзаж. Выросла Светлана среди исторической застройки по улице Ирининской, которая тогда носила название Первомайская. Переименовали ее в честь Ирины Ивановны Паскевич-Эриванской — последней владелицы Гомеля. Сделала она для города многое: учредила приют для малолетних девочек, Гомельское общество вспомоществования учащимся, построила дом для ночлежного приюта и чайной, четыре народных училища, гинекологическую больницу и родильный дом, выделяла стипендии и помогала старикам. Часть учреждений, созданных на средства Ирины Паскевич, размещалась как раз на этой улице.

Музей во всех смыслах позволяет прикоснуться к истории.

Война нанесла улице урон, как и всему Гомелю, но некоторые постройки сохранились. Светлана с детства любовалась счастливыми парами молодоженов, выходящими из Дома гражданских обрядов, а уже позже узнала, что строение это — жилой дом врача Александрова авторства знаменитого архитектора Станислава Шабуневского. Построенное в 1903 году кирпичное одно­этажное здание в стиле модерн до сих пор привлекает своей замысловатой лепниной. 

Увлеченная историей, а еще и турнирами «Что? Где? Когда?», девушка на истфак поступила, практически не готовясь. Занималась наукой, работала в сфере идеологии и культуры, а потом верх взяло давнее увлечение и университетская специализация — «музейное дело». 

Японский меч и фляжка Гитлера

Светлана Ярковая за штурвалом вертолета. 
Фото Таты Кавериной
И очень быстро Гомельский областной музей военной славы стал ее новым любимым местом в городе. В восьми залах отражены события военной истории с древнейших времен до наших дней. Светлана Ярковая проводит для нас экскурсию и обращает внимание на совершенно уникальные предметы:

— Этот очень редкий восточный церемониальный меч — Хоо-но тати — назван в честь птицы Хоо. Птица Хоо — мифический персонаж, аналог Феникса в западной традиции. Такие мечи использовались при дворе императора, в большинстве своем как предмет культа. Конкретно этот меч был вывезен в качестве трофея с территории Японской империи в 1945 году. 

Под стеклом обнаруживается и фляга, найденная в бункере Гитлера гомельчанином Маньковым. А в другом зале — подлинная медаль имени Флоренс Найтингейл, которой среди прочих была удостоена и уроженка Буда-Кошелевского района Софья Голухова. Молодая медсестра, которая сама рвалась на передовую Великой Отечественной, как-то за двое суток вынесла с поля боя 40 раненых и лишилась на войне руки. 

Подолгу Светлана Ярковая стоит перед полками, заставленными стеклянными сосудами. В них — земля, а рядом надписи: «Деревня Зеленый Гай Хойникского района», «Деревня Ола Светлогорского района», «Деревня Братки Жлобинского района»… Сейчас уже нет таких точек на карте. Эти деревни были сожжены нацистами.

От квеста к виртуальной реальности 

Светлана Ярковая говорит, что очень важно приблизить историю к человеку:

— Ты не просто видишь танк на снимке, он стоит перед тобой, тебя поражают его масштабы и мощь, ты явственней сможешь представить его роль в войне. И мужество своего предка, который бросался на вражескую технику.

Светлана Ярковая не скрывает: чтобы заинтересовать молодое поколение, мало быть просто музеем:

— Многие на вопрос, хотите ли экскурсию, просто отмахиваются, а если спросишь: «А квест?» — тут же появляется интерес. Люди выполняют задания, ищут экспонаты — и по сути получают ту же информацию, что и от музейного работника. Просто современная познавательная форма их привлекает больше. 

В планах у молодого директора сделать экспозицию еще более впечатляющей с помощью экранов и очков виртуальной реальности — тогда у музея от посетителей точно не будет отбоя. Хотя и в последнее время цифры радуют: по итогам 2020-го учреждение вошло в топ-10 музеев Беларуси по посещаемости, здесь побывало больше 82 тысяч человек. В этом году прогнозы еще более радужные.

Так выглядит изнутри одно из помещений санитарного поезда.

Но приходится директору частенько дискутировать и с теми, кто считает, что такое плотное знакомство с оружием и военной техникой способно ожесточить неокрепшие детские души.

— Знаете, ведь ребенка с детства учат правильно обращаться с разными предметами — кастрюлю с огня нужно снимать при помощи полотенца, чтобы не обжечься, а подошву утюга ладошкой не трогать. Мне кажется, здесь работает сходный принцип. Можно учить стрелять из автомата, но воспитывать при этом в человеке такие чувства, чтобы он понимал, что такое хорошо, а что такое плохо. Что этим оружием он в случае необходимости не отнимать жизни должен, а Родину свою защищать. 

Музей проводит уроки мужества, дни живой истории, дни чествования разных родов войск, праздники и мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню защитников Оте­чества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов. Здесь вручают офицерские погоны, здесь принимают присягу сотрудники разных ведомств. Здесь славят не вой­ну, а тех, кто защищает свой народ.

Можно трогать руками

Сокровищницей музея является открытая площадка, которая вместила в себя более 40 единиц образцов военной техники и вооружений. Масштаб просто поражает. На настоящих рельсах находится целый санитарный поезд. Над головами посетителей — лопасти легкого многоцелевого вертолета Ми-2. А рядом распростер крылья советский штурмовик Су-25, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также для уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Зенитно-ракетный комплекс, танки, противотанковые пушки, самоходно-артиллерийские установки и даже настоящий, еще недавно патрулировавший водные рубежи Беларуси пограничный катер — все это можно трогать, по этому можно лазить и даже есть возможность сесть за штурвал некоторых моделей, чтобы пропитаться героизмом предков.

ОТМЫЧКИ ПОД СТЕКЛОМ

Есть у учреждения уникаль­ный филиал — ­открытый в 2010 году Музей криминалистики. Более 700 экспонатов рассказывают о борьбе с преступностью с 1917-го по настоящее время. Похожие музеи работают и в зданиях правоохранительных органов, но постороннему человеку попасть туда непросто. Гомельский Музей криминалистики открыт для широкого круга посетителей. Здесь представлен один из немногих сохранившихся пулеметов Гочкиса времен Первой мировой войны, изъятый у черных копателей, фальшивые банкноты, наборы инструментов домушников для вскрытия замков и многие другие уникальные экспонаты. 

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter