Гродно: историческая прогулка по улице 17 Сентября

Та памятная осень

Улицы с таким названием есть во многих городах и поселках нашей страны, особенно в ее западных областях. В Гродно она расположена практически в центре города. Сегодня здесь много современных магазинчиков, соседствующих со старинными деревянными строениями. Многим их жителям уже пришли извещения о сносе жилых объектов. В будущем на отрезке улиц Горького, Ватутина и 17 Сентября появится медицинско-гостиничный комплекс. Владельцам домов обещают дать новые квартиры. Старожилов уникального района с каждым годом становится все меньше, а тех, кто помнит события 1939 года, и вовсе остались единицы...


По волнам нашей памяти


Свое название улица получила в 1940 году. Многие дома и сегодня выделяются стилем конструктивизма, характерного для позапрошлого столетия. До середины 1960-х годов на улице 17 Сентября сохранялся дом № 42, в котором жил основатель Гродненского зоопарка Ян Кохановский. Тогда же началось возведение нового здания средней школы № 2. Для строительства выбрали площадку на четной стороне, за сквером. Тогда-то дом известного для города человека снесли, а вот школа работает и сегодня. На пороге ничем не примечательного кирпичного здания встречаю мужчину с портфелем в руках. Знакомимся. Это учитель химии Андрей Кочатков.

— К истории имею опосредованное отношение, хотя 17 сентября воспринимаю как дату воссоединения белорусских земель, — охотно соглашается пообщаться гродненец. — Страна возродилась в тех границах, которые были до революции. Безусловно, каждый рассматривает это событие под своим углом зрения. В 1924 году здесь была открыта польская пятилетняя школа. После 1939 года название и номер школы были изменены. Она стала десятилеткой. Носила имя королевы Ядвиги, позже стала русскоязычной.

Скоро многие жители улицы улучшат жилищные условия в новых квартирах.

Во время фашистской оккупации школа была закрыта и превращена в склад школьных принадлежностей, свезенных сюда из всех учебных заведений города. Обучение еврейских и польских детей было категорически запрещено, поэтому ученики под руководством учителей занимались тайно, рискуя жизнью, вплоть до освобождения нашего города в 1944 году. В 1967 году построили здание, в котором мы сейчас находимся. Все эти факты раскопала в архивах наша Наталья Канюк. К сожалению, ее уже нет с нами. Она бы вам многое рассказала…

— Что она рассказывала о самой улице?

— Очень много интересных вещей, ведь она сама жила здесь, — продолжает учитель химии. — Местные жители вспоминали, что во время Первой мировой войны в спиртзавод, который был неподалеку, угодила бомба. Наверное, был на улице праздник (смеется). В конце улицы, где сейчас «Евроопт», был велозавод, неподалеку располагались винные склады, мастерские по производству балалаек и гитар.

Прощаюсь с интересным собеседником и неспешно иду по зеленой уютной улочке. Молодые люди, к сожалению, мало что знают о дате 17 сентября. Но вот снова удача. Пожилая дама с собакой прогуливается с задумчивым видом. Явно местный старожил.



— Вы, наверное, живете неподалеку? — обращаюсь к ней.

— 75 лет живу здесь, — выражает готовность пообщаться Людмила Маркевич. — Родилась в старинном деревянном доме, что в конце улицы. Скоро он пойдет под снос.

Старожил улицы Людмила МАРКЕВИЧ еще помнит, что было на месте современных зданий.

— Сильно поменялась улица за последние годы?

— Сами видите, ремонты во многих зданиях поделали, — показывает гродненка на оштукатуренные двухэтажные домики с зазывными рекламными вывесками. — Много магазинов открылось. Вот там был уксусный завод, там — общежитие для слепых. На улице Волковича сейчас строят дома семейного типа для сирот и хотят переименовать ее в Родительскую. Многое здесь, словом, изменилось…

Векопомные дни


В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы рассказали, что больше других знает о том непростом времени историк Валерий Черепица.

— Не отношу себя к специалистам, которые полностью посвятили себя изучению истории Западной Белоруссии в 1921—1939 годах. Однако в нескольких своих книгах серьезно затрагивал отдельные аспекты этого периода. В частности, положение православной церкви на Гродненщине, миротворческое движение в те годы. Эти работы были написаны на основании архивных данных, а также воспоминаний участников и очевидцев тех событий.

Валерий ЧЕРЕПИЦА написал три книги о том непростом периоде жизни.

Встречался и с гродненцами, которые жили в те непростые 18 лет, когда Западная Белоруссия входила с состав Польши. Большинство людей, с которыми удалось пообщаться, ожидали активного приобщения к европейской культуре. Но к белорусам, как и к другим восточным славянам, в польском государстве относились как к гражданам второго сорта. Экономика здесь не развивалась, регион был аграрным придатком, который обеспечивал Центральную Польшу.

В те времена местная промышленность, оставшаяся еще с царских времен, перешла в собственность иностранного капитала. Основная масса людей работала на своих клочках земли, на лесоразработках, сплаве леса, стройках. Любые оппозиционные настроения жестко подавлялись, особенно с установлением режима Пилсудского.

— С 1934 года польские власти инициировали движение так называемых православных поляков. Были созданы клубы и даже научно-издательский институт. Все делалось для того, чтобы белорусы забыли о своем происхождении. Почти 700 церквей были захвачены или разрушены. Дочь священника Лидия Томчук вспоминала: «Мы жили в такой атмосфере, что, грешным делом, думали: скорее бы война». Речь идет о духовном состоянии общества. Масса людей в то время эмигрировала в Америку, Канаду в поисках лучшей жизни.

Улица 17 Сентября с каждым годом хорошеет.

Что касается освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию, который начался 17 сентября 1939 года, то большинство населения с радостью ожидало ее прихода.

— Не все было так радужно… — вступаю в диалог с профессором. — Начались репрессии, многих жителей района выслали, поставили клеймо «кулак».

— Да, пострадали не только крестьяне. Были репрессированы целые категории населения, включая крупных чиновников, военных, так называемых осадников, — не скрывает историк. — Приход советской власти был и радостью, и разочарованием. Чего стоит одна только коллективизация. Многие совершенно по-другому представляли жизнь в советской стране.

Разумеется, воссоединение Западной Белоруссии и БССР проходило в обстановке резкого ухудшения международных отношений, сложного переплетения дипломатических ходов руководства государств всего мира. У СССР на тот момент не было еще союзников, и Сталин, как мог, пытался укрепить границы страны, ее обороноспособность. Однако, по мнению Валерия Черепицы, решение, которое было принято по отношению к судьбе Западной Белоруссии, в полной мере оправданное.

— Глубоко убежден: событие, произошедшее 17 сентября, являлось актом исторической справедливости, — подводит итог беседы историк. — Оно положило конец разделу нашей страны, восстановило ее территориальную целостность, объединило белорусский народ в одну семью. Это эпохальное событие для нашей страны. Достойное того, чтобы стать праздничным днем.


Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter